Как проводится инвентаризация материалов

Автор статьи

Ольга Лазарева

8 минут на чтение
8 224 просмотров
Содержание Содержание

Каждое предприятие должно периодически проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Об инвентаризации основных средств подробно написано в этой статье. Здесь же подробнее остановимся на инвентаризации материалов. Каков порядок проведения инвентаризации ТМЦ, какие документы заполняются, как этот процесс отражается в бухгалтерском учете.

Инвентаризации должны подвергаться все материалы, имеющиеся у предприятия. Помимо материалов, хранящихся на складах, сюда также относятся материалы, переданные на хранение или переработку на другие предприятия, а также отгруженные, но не оплаченные покупателям, и материалы, находящиеся в пути, то есть купленные и оплаченные у поставщиков, но не дошедшие еще до организации.

Инвентаризация материалов (ТМЦ) – это сравнение фактического наличия материалов с учетными данными. Причины инвентаризации ТМЦ могут быть различны: как смена материально ответственного лица, так и плановая очередная проверка. Инвентаризация материалов может проводиться как в середине года при необходимости, так и в конце.

Документальное оформление инвентаризации материалов (ТМЦ)

В процессе заполнения указанных выше форм указываются следующие данные:

  • наименование материалов;
  • номенклатурный номер, артикул;
  • количество;
  • стоимость;
  • другие необходимые сведения.

После того, как описи заполнены, данные из них переносятся в сличительные ведомости. Существует форма ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ», в ней происходит сравнение фактических данных и данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет инвентаризации материалов

В процессе сравнения может быть выявлена недостача или излишки. Выявленные расхождения подлежат обязательному отражению в бухгалтерском учете.

Учет излишек, выявленных при инвентаризации материалов

Излишки приходуются на счет учета материалов по рыночной стоимости и относятся к прочим доходам предприятия.

Проводки по учету излишек

Дебет

Кредит

Название операции

10

91/1

Оприходованы излишки материалов на склад предприятия

Учет недостачи материалов

Недостача списывается со счета учета материалов по учетной стоимости на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если сумма недостачи не значительна, в пределах установленных норм, то она списывается в расходы на производство, либо на продажу.

Если выявлен виновник возникновения недостачи, то она списывается на его счет и возмещается либо из зарплаты виновника, либо путем внесения им денег за недостачу в кассу предприятия.

Если виновник не выявлен либо судом не признан таковым, то недостача списывается в прочие расходы предприятия.

Проводки по учету недостачи

Дебет

Кредит

Название операции

94

10

Отражена недостача материалов в бухучете

20 (23, 26)

94

Недостача списана на затраты на производство

44

94

Недостача списана на затраты на продажу

91/2

94

Недостача списана в прочие расходы

73

94

Недостача списана на счет виновника

70

73

Недостача удержана из заработной платы виновного лица

50

73

Возмещение недостачи путем внесения виновником наличных денег в кассу предприятия

Видео-урок «Инвентаризация материалов и учет недостачи в 1С Бухгалтерия»

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи