Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
7 231 просмотров
Содержание Содержание

Как говорил великий писатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте: «Каждый слышит лишь то, что понимает». Хорошо подмечено, а более всего подмечены здесь барьеры коммуникации. Поэтому в статье мы расскажем о том, какие коммуникативные барьеры существуют, и как их преодолеть. А также дадим действенные советы о том, как развить навык и постичь искусство общения. Первое, с чего нужно начать, – понятия.

Понятие и разновидность коммуникативных барьеров

Коммуникативные барьеры – те препятствия, с которыми сталкивается человек в процессе коммуникации. Они могут быть вызваны различными факторами – социальными или психологическими, а зачастую, даже естественными. 

Важно! Не стоит путать «Общение» и «Коммуникация». Общение не несет особой смысловой нагрузки в речи. А коммуникация работает на то, чтобы выполнить определённую цель и донести до собеседника конкретную информацию.

Если говорить о понятии «барьер», то в разных словарях оно трактуется по-разному. Например:

  • В Толковом словаре «барьер» — это препятствие на пути.
  • А в психологическом словаре — это пассивность человека, которая не позволяет ему добиваться целей.
  • Коммуникативные барьеры трактует и Е.В. Залюбовская как препятствие эффективному общению, причины которого заключаются в мотивационной-операционально и индивидуально-психологических особенностях людей.

Виды коммуникативных барьеров

Существует несколько видов барьеров, внутри которых также есть разделение.

1. Первый –  барьер непонимания

Он связан с тем, что автор не может донести информацию до читателя в «удобоваримом» формате. К таким барьерам относят: 

  • Семантические барьеры –  они возникают при неправильном понимании значения слов. Например, слово «адекватный», которое применили к рабочему отчету, и который носит характер полного и достоверного, может быть воспринято как «заурядный, требующий доработки».
  • Невербальные барьеры – связаны со столкновением смысла слов и жестикуляции при произношении. Банальный пример – когда автор выражает свое согласие словом «да», но при этом качает головой, как бы говоря «нет».
  • Фонетические барьеры – возникают ввиду дефектов речи у автора.
  • Стилистические барьеры – связаны с тем, когда стиль донесения информации не соответствует ситуации. Также к этой категории барьеров относят и слова паразиты: “типа”, “короче”, “ну”. 
  • Логические барьеры – возникают, когда автор нарушает логику повествования, а партнер воспринимает информацию по-своему. 
  • Коммуникативные перегрузки – возникают при большом и не структурированном объеме информации от автора. 

2. Второй барьер – личностный

Все барьеры этого вида связывают с тем, что партнеры не подходят друг другу по психологическим аспектам – из-за этого возникают трудности. К таким барьерам относят: 

  • Индивидуальные различия – они заключаются в разных характерах и даже темпераментах, а также эмоциональных состояниях при разговоре. 
  • Идеологические барьеры – это любого рода преграды, которые возникают из-за разного мировоззрения у автора и слушателя (партнера). Например, это касается образцов поведения. Если одному мальчику с детства твердили, что слезы – признак слабости, а другому говорили, что показывать чувства – это норма, такие люди друзьями явно не будут. В их коммуникации будет существовать серьезный барьер. 
  • Негативный опыт общения – здесь все просто. Он появляется по множеству причин, в частности, когда в прошлом автора не слышали или игнорировали его речь. А может быть, просто произошло то, после чего автор боится коммуницировать, это как страх выступлений на сцене, обычно он возникал после какого-то неприятного происшествия. 
  • Предвзятость – возникает в коммуникации тогда, когда автор является тем человеком, который раздражает слушателя по определенным причинам. В таком случае слушателю уже не важно, какую информацию будет нести автор – он всегда будет относиться к ней, как к бесполезной. 
  • Отрицательная установка – случается, когда слушателя «накрутили», и он уже подсознательно не пытается воспринять информацию, и в таком случае уже не важно, кто является автором. Отрицательную установку слушатель может направлять на личность автора, содержание диалога или монолога, обстоятельства, при которых произошла коммуникация. 
  • Барьер ожидания непонимания – так или иначе, но он возникнет, если автор будет переживать о том, сможет ли он донести информацию так, как нужно. Дальше автор уже накручивает это ситуацию, что только усиливает барьер. 
  • Барьер возраста – тут все понятно. Если подросток говорит о новом “яблочном” смартфоне бабушке, которой 95 лет – она явно его не поймет. Подросток обидится, что бабушка его не хочет понять, а бабушка будет переживать из-за того, что внук обиделся. Типичная проблема по типу «Отцы и дети». 
  • Непонимание значимости общения – такой барьер появляется тогда, когда у двух партнеров разное отношение к диалогу и разная оценка важности этого общения. В таком случае часто один пытается идти на диалог, а другой от него отходит. 

3. Третий барьер – культурный

Такие барьеры могут появиться ввиду культурных различий в мировоззрении автора и слушателя. Также он может возникнуть ввиду разных ценностей у двух людей, которые коммуницируют. К таким барьерам относят:

  • Национальные барьеры – заключаются, например, в использовании разных жестов. Кстати, даже слово «да» можно выразить жестами, и в каждой стране жестикуляция будет отличаться. 
  • Религиозные барьеры – появляются при наличии предвзятости или нетерпимости вероисповедания партнера. 
  • Этические барьеры – возникают в виду различия ценностей. Так, два партнера могут разговаривать абсолютно противоположным образом по отношению друг к другу. Например, первый собеседник будет постоянно лгать, а второй всегда говорить правду, причем в открытой форме. 
  • Эстетические барьеры – могут возникнуть, если одного из партнеров не устраивает внешний вид второго партнера. Или же, например, если люди будут обсуждать тему искусства – их мнения разойдутся. 

4. Четвертый барьер – организационный

Такой барьер может появиться в компании, если в ней слишком много отделов, или же, если в них много людей – коммуникация в таком случае не получится. К таким барьерам относят: 

  • Централизация в системе управления – такой барьер приводит к тому, что все отдаленные от центра управления отделы остаются мало информированы. 
  • Чрезмерная дифференциация подразделений – а последствием этого барьера является то, что отделы становятся слишком самостоятельными и перестают поддерживать коммуникацию с другими отделами. У них исчезает общая цель, ради которой необходимо обмениваться информацией. 
  • Отсутствие определенности обязанностей и прав – в таком случае, барьер действует на то, что при размытых границах ответственности начинается всеобщий хаос.
  • Нежелание делиться информацией —  такой барьер возникает, когда те отделы, которые владеют информацией, не распространяют ее в другие отделы, тем самым нарушается общая цепочка коммуникации, и теряется ее суть. Впоследствии решение отделов может быть неверным, так как актуальная информация есть не у всех структурных подразделений. 

5. Пятый барьер – социальный

При возникновении этого барьера происходит то, что называют различием во взглядах. Когда ценности и установки у каждого человека вступают в противоборство с ценностями партнера. К таким барьерам относят: 

  • Когнитивные – такие барьеры возникают тогда, когда слушатель представляет предмет коммуникации в одной форме и совершенно не может сработать на то, что предмет может выглядеть иначе и принимать иную форму. 
  • Различия по статусу – этот барьер может возникнуть при коммуникации между руководством и подчиненным. Когда сотрудник, например, очень волнуется, стесняется и совершенно не может совладать с собой, а соответственно, и не может получить информацию. 
  • Профессиональные – такие барьеры возникают между представителями разных сфер деятельности и профессий, при таком барьере каждый из собеседников принижает и недооценивает значимость работы другого. 
  • Барьеры, связанные с образованием – в этом случае, барьер выступает лишь в роли оценщика уровня знаний. Также люди находятся все-таки на разных позициях, что само по себе затрудняет общение. 

6. Шестой барьер – физический

Физический барьер может возникнуть, если существуют какие-либо материальные помехи к коммуникации. К таким относят:

  • Пространственные барьеры – это барьеры, возникшие из-за расстановки предметов в помещении или вовсе из-за удаления сотрудников на слишком дальнее расстояние друг от друга. 
  • Временные барьеры – такие барьеры возникают при установке определенных временных рамок, в которые двум партнерам можно обмениваться информацией. 
  • Технические барьеры – к таким барьерам можно причислить все, что связано с техническим оснащением пространства: сломанные телефоны, неработающие компьютеры и прочее.

Советы по улучшению коммуникации

Пять советов, которые окажутся вам полезными, если вы хотите улучшить качество коммуникации:

  1. Создавайте структуру своей речи, планируйте те пункты, которые вам необходимо осветить и донести до слушателя.
  2. Объясняйте смысл тех слов, которые могут носить двоякий характер, лучше потратить на это немного времени, зато информация точно будет принята верно. 
  3. Старайтесь контролировать свою жестикуляцию. Следите за тем, чтобы жесты помогали словам, а не наоборот, вводили в заблуждение обратным смыслом. 
  4. Будьте эмпатичным – проявляйте открытость и дружелюбие. Будьте внимательны к своему слушателю или автору – обращайте внимание на его поведение и эмоции. Старайтесь поддержать его, если он переживает. 
  5. Делайте все, чтобы получить обратную связь, коммуникация должна проходить в постоянном коннекте двух людей, это не должно быть одностороннее действие.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи