Цели и задачи предприятия

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
13 216 просмотров
Содержание Содержание

Предприятие – это многофункциональное образование, перед которым ставится целый спектр целей и задач. Оно должно получать прибыль, предоставлять ценность людям, а также делать много чего еще. Сегодня подробно разберем основные цели, для которых предприятие создается.

Цели предприятия

Цели и задачи предприятияИтак, базовыми целями предприятия служат:

  1. Завоевание или удержание большой части рынка, в котором реализуется товар.
  2. Достижение качества товара, которое будет лучшим по сравнению с конкурентами.
  3. Доминирование в отрасли, а также в технологическом плане.
  4. Максимально рациональное использование имеющихся ресурсов у организации. К таковым относится время, деньги, человеческий капитал.
  5. Достижение максимальной рентабельности совершаемых на предприятии операций.
  6. Достижение максимально возможного для сотрудников на этом предприятии уровня занятости. В разрезе страны предприятия положительно воздействуют на уровень занятости населения.

Понятие целей предприятия неразрывно связано с такими терминами, как миссия, стратегия, задачами. 

Миссия предприятия

Под миссией подразумевается общая задача, к достижению которой стремится вся команда компании. Как создать миссию? Для этого необходимо ответить на вопрос: для чего эта компания делает то, что она делает. 

Миссия чем-то напоминает цель, но является более глобальной и не такой конкретной. И уже на основе миссии формулируются реальные цели компании. И исходя из нее измеряется результат. Пример – компания Apple имеет девиз «Think different», отражающий ее миссию. И этот подходит виден во всех продуктах этой организации. Именно они, благодаря тому, что мыслят не так, как другие компании, смогли фактически популяризировать смартфоны. Более того, огромное количество элементов ОС Android такие же, как были в iPhone. Например, знакомая нам прокрутка пальцем впервые появилась там. 

Вот, как компания реализует на практике свою миссию. И подобных примеров можно привести большое количество.  Особенность миссии в том, что она задает результаты не только в рамках планового периода, но и за его пределами. Это то, что в обычном бытовом понимании называется «мечтой», только применимо к целому предприятию. 

Стратегия организации

Под стратегией развития компании подразумевается набор средств и методов, предназначенных для достижения целей организации. Это план, расчет которого осуществляется на длительный временной промежуток, без указания конкретных этапов реализации, а также тактических действий.

Стратегия развития компании нужна для того, чтобы сделать бизнес более адаптивным к постоянно изменяющейся рыночной среде. Да и не только рыночной, но и внутренней.

Стратегии развития предприятия бывают разными. Приведем основные разновидности:

  1. Стратегия роста.
  2. Стратегия ограниченного роста.
  3. Стратегия сокращения.
  4. Стратегия ликвидации.
  5. Смешанные стратегии.
  6. Стратегия развития продукта.
  7. Стратегия развития отрасли.

Правда, в крупных организациях, в том числе, в тех, где есть большое количество филиалов, при формировании стратегий учитываются структурные части, сферы, а также конкретные отрасли, в которых функционирует компания. При этом они все могут и не соответствовать общей стратегии, и даже вступать в противоречие с ней. Это вполне допускается.

Но это не единственная классификация стратегий. Есть и другие. Согласно им, выделяют следующие типы стратегии. 

    1. Дифференциация. Под этим подразумевается создание такого продукта, который будет принципиально новым для этой организации.
    2. Совершенное лидерство в затратах. Это создание товара, который будет иметь заниженную стоимость для того, чтобы поглотить рынок. В свою очередь, создание такой низкой стоимости становится возможным за счет минимизации издержек либо искусственно, с дальнейшим компенсаторным поднятием цен.
    3. Фокусирование на конкретном рыночном сегменте.

Обычно общая стратегия развития компании является смешанной. Например, ее воплощение может быть таким:

  1. Прогрессивным. В этом случае рост компании осуществляется за счет создания структур, которые находятся между создателем и клиентом. 
  2. Регрессивным. Рост компании осуществляется за счет приобретения новых сырьевых ресурсов и сотрудничества с теми лицами, которые будут их поставлять. 
  3. Горизонтальным – осуществление конкретных шагов, направленных на поглощение конкурирующих организаций либо установление тщательного надзора за их работой для пресечения любых действий, которые могли бы привести к ухудшению позиций компании на рынке.

Задачи предприятия

Задачи компании — добиться результатов, которые нужно достичь в рамках периода планирования. Они зависят от интересов владельца, имеющегося у компании капитала (не только денежного, но и социального), ситуацией внутри организации. Внешняя среда также влияет. 

Возможность постановки задачи работникам остается за владельцем независимо от статуса в компании. Но в ряде случаев владелец бизнеса уходит от дел, доверяя менеджерские функции специально обученным людям.

Задачи у любой компании следующие:

  1. Удовлетворение запросов целевой аудитории по поводу продукции, учет обратной связи потребителей, создание действенной маркетинговой стратегии.
  2. Эффективное применение ресурсов компании, описанных выше достижение большей результативности производства.
  3. Получение прибыли владельцем компании. В качестве владельцев могут выступать самые разные лица, в том числе, и государственные служащие. В акционерных обществах бенефициарами деятельности организации служат акционеры.
  4. Формирование стратегии и тактики работы компании на рынке.
  5. Обеспечение потребителей в соответствии с договорами и рыночной конъюнктурой.
  6. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия.
  7. Совершенствование организации производства, труда и управления; применение наиболее актуальных инноваций в создании товара либо оказании услуг клиентам.
  8. Достижение эффективности работы компании с социальной точки зрения.
  9. Предоставление заработной платы персоналу, достижение оптимальных условий труда и возможности карьерного роста.
  10. Формирование рабочих мест для граждан страны, а также жителей местности, которая находится в окрестностях предприятия.
  11. Охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов.
  12. Регулярный выпуск продукции высокого качества в соответствии с имеющимися возможностями по ее созданию.
  13. Предотвращение перебоев в функционировании компании (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).
  14. Главная функция компании— получение прибыли за счет оказания клиентам услуг или предоставления товаров. Основываясь на полученном доходе, удовлетворяются социальные и экономические запросы коллектива работников и владельцев компании, а также ее ресурсов.

Как создать стратегию развития предприятия для достижения ее целей и задач?

Чтобы достигать целей и задач организации, необходимо сформировать стратегию. Она фактически является планом, по которым будет осуществляться реализация поставленных задач.

В первую очередь, необходимо взвесить ряд рисков. Ведь постоянно будут появляться факторы, которые могут мешать организации развиваться и достигать поставленных целей.
Давайте рассмотрим более подробно иерархию рисков.

  1. Неограниченный рост. В этом случае формирование стратегии осуществляется на определенный период времени. Есть опасность перепроизводства, заполнения рыночных ниш, уменьшения скорости роста вплоть до стагнации. 
  2. Сокращение. Риск потерять технологии, структуры, ассортимент. Эти потери бывают связанными с неверно составленным прогнозом либо появлением новых факторов, влияющих на эффективность достижения целей. 
  3. Ликвидация. Изначально может показаться, что в этом случае не должно быть никаких рисков. Логика людей, которые размышляют так, следующая: если организация находится в процессе ликвидации либо уже ликвидирована, то рисковать фактически нечем. Но в случае, когда при закрытии компании ориентировались на неточные прогнозы, это может привести к утрате денежных средств. А в случае ликвидации части компании может повлечь не компенсируемую и нецелесообразную утрату финансов. 
  4. Умеренный рост. Здесь свойственны маленькие точные шаги. Конечно, высокие показатели прибыли в этом случае не гарантированы. Тем не менее, возможно максимально уменьшить риск потерь.

Стратегия голубого океана

Один из примеров успешной стратегии, направленной на реализацию поставленных выше целей и задач бизнеса, является стратегия голубого океана. Выражается она в одной простой вещи – вместо того, чтобы пытаться сражаться с конкурентами, необходимо сделать так, чтобы конкурентов в этой области вообще не было.

Для этого необходимо очень четкое позиционирование. Для кого вы работаете? Какие черты вашего продукта являются уникальными и как они могут быть полезными другим людям? Когда нет конкурентов, не надо тратить время и деньги на их изучение, соревнование с ними. Нет недоброжелателей.

Выводы

Таким образом, компания ставит перед собой большое количество целей. Тем не менее, самая главная – это получение прибыли. Любой бизнес создается для максимизации дохода.

Также есть разновидность бизнеса, которая называется социальной. В этом случае главной целью предприятия является социальный эффект – польза, которую компания оказывает обществу. Прибыль в этом случае вторична.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи