Правовое государство: понятие, признаки

Автор статьи

Амина С.

5 минут на чтение
814 просмотров
Содержание Содержание

В сегодняшней статье будет рассматриваться правовое государство как целостная система взаимоотношений в обществе. Мы разберем понятие правового государства и его особенности. А также подробно опишем все признаки, которые определяют государство правовым.

Понятие правового государства

Государство, жизнь которого строится на соблюдении норм и правил, отличается от обычного тем, что вся деятельность внутри общества находится в подчинении у права, и эта деятельность обязательно целевая. Цель заключается в обеспечении прав и свобод человека. Подчинение праву говорит о том, что каждому гражданину будет обеспечена надежная защита не только жизни, но и взглядов. 

С другой точки зрения, правовое государство – такое государство, где деятельность государственной власти строится на правовых нормах, правилах. Они созданы для того, чтобы население правового государства могло быть уверено в хорошей и свободной жизни при имеющейся власти. 

Сущность правового государства заключается в том, что в нем будет действовать установленное верховное право и ограничение на власть государства посредством права. Еще один смысл правового государства заключается в возможности реализовывать законность соблюдения всех прав и свобод как каждого отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. 

Чтобы реализовать жизнь в правовом государстве, оно должно соответствовать определенным требованиям, одно из которых – государство необходимо существовать как система гарантий от бесконтрольных вмешательств в гражданское общество.  

Если рассматривать правовое государство как фактор влияния, тогда это авторитетность крайне высокого уровня. Такое государство подразумевает режим реального главенства права каждого гражданина в двух сферах жизни: духовной и экономической. 

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что правовое государство – разностороннее, в него входят те же виды деятельности, что и в государство конституционно-демократическое.

Так или иначе, но только правовое государство способно обеспечить деятельность всех сфер общества в соответствии с теми порядками, которые изначально устраивают все население (общество в целом) и обеспечивают его полноценную, свободную и счастливую жизнь.

По каким признакам можно выявить правовое государство

Официально, всего выделяют пять признаков правового государства: 

    1. Первый признак – положение права в основе всей деятельности и существования общества.
    2. Второй признак – признание в государстве высшим приоритетом гарантии всех прав и свобод гражданина.
    3. Третий признак – равенство всего населения государства перед законом.
    4. Четвертый признак – разделение властей.
    5. Пятый признак – признание в государстве суда независимым органом власти.

В соответствии с различными возникающими ситуациями, ученые выделяют еще одну пару признаков – верховенство государства в соответствии со всеми нормативными актами и признание международного права приоритетным. 

Ниже мы подробнее разберем некоторые из перечисленных признаков, чтобы лучше разобраться с тем, что такое правовое государство, и как его реализуют в обществе.

Высший уровень прав и свобод каждого гражданина в «разрезе» приоритизации 

Этот признак необходимо закрепить в Конституции и на законодательном уровне, а также в тех сферах жизни общества, которые соответствуют естественному праву. Идея правового государства фиксирует невозможность разрушить права и свободы человека, а также признает за собой обязанность соблюдать и выполнять эти права и свободы. 

Одно из правил правового государства – «все, что не запрещено делать, — дозволено». Но, так или иначе, даже в правовом государстве нельзя устранить на 100% возможность возникновения правонарушений. Однако, для таких ситуаций реализуют специальные механизмы, которые устраняют все ошибки и результаты правонарушений.

Независимость суда

Такой признак правового государства является еще и основным механизмом гарантии прав и свобод. Он обеспечивается всевозможными властными и общественными структурами, в силу того, что независимый суд вправе и имеет возможность отстаивать права граждан от возникновений произвольных ситуаций со стороны исполнительной власти. 

Независимость суда обеспечивается статьей 120 Конституции Российской Федерации и другими статьями, в которых фиксируется несменяемость и личная неприкосновенность сотрудников, в частности, судей.

Также существуют статьи, которые фиксируют и дают право судам на то, чтобы ограничивать права и свободы населения. Примером этого может стать арест имущества по статье 35. Согласно ей, никто, кроме суда, не имеет права лишить человека его личного имущества.

Верховенство Конституции по отношению ко всем действующим нормативным актам

Ни один закон, предусмотренный законодательством государства, не может корректировать, изменять или как-либо дополнять Конституцию. А тем более, не следовать ее статьям. 

Конституция представляет собой основу той системы права, которая призвана создавать порядок, но при этом Конституция и Право будут сосуществовать на равных. Даже в самой Конституции зафиксирован тот факт, что Конституция закреплена как верховный инструмент Права.

Приоритетность действия международного права

Такой принцип правового государства обеспечивает связь и партнерские отношения с соседними странами, что благоприятно сказывается не только на политике государства, но и на его экономике. 

Конституция Российской Федерации разделяет приоритетность международного права на две составляющие: 

  • Первая – международное право является частью правовой системы государства. Вторая – при возникновении разногласий в законах и международном праве, приоритет будет отдан в сторону урегулирования международных разногласий. 

Перечисленные выше признаки правового государства признаются основными, однако на практике возникает ряд факторов, которые включают: 

  • Верховную власть Парламента в законодательной сфере.
  • Демократический контроль за деятельностью гражданской армии за границей и внутри государства.
  • Самостоятельность средств массовой информации (то есть, государство не вмешивается в деятельность СМИ).
  • Законность методов реализации деятельности органов контрразведки. 
  • Гласность внешнеполитических действий правительства правового государства. 

Ряд этапов, на которых формируется правовое государство

Правовое государство формируется в определенной последовательности этапов. Всего их три:

  1. Первый этап заключается в том, что сначала в государстве должны быть предпосылки, способные обеспечивать главенствующую позицию права. Такие предпосылки могут касаться абсолютно любой сферы жизни общества, например, социального или культурного характера. 
  2. Второй этап – когда государственная власть начинает принимать меры для обеспечения главенствующей роли права. Мотив для принятия решений в этом смысле может быть любым, начиная от возникающей воли у органов власти и до моментов возникновения острых социальных разногласий.  
  3. Третий этап – на этот этап может перейти то государство, которое установило и эффективно реализует право как верховную силу для принятия решений в обществе. 

Обратите внимание! На каждый последующий этап формирования правовой жизни государства оно может перейти, только если на прошлом этапе установились определенные результаты, установленные сутью этапа.

Принцип разделения властей 

В любом государстве, которое стремится жить в соответствии с нормами и фиксированными правилами, существует принцип разделения власти на линии деятельности. Каждая из властей – политический институт со своими правами и ответственностью/обязанностями.

Всего выделяют три линии власти: законодательная, исполнительная, судебная. 

Все три линии власти независимы друг от друга в рамках выполнения деятельности. Но ни одна из них в отдельности не может осуществлять управление государством. 

Этот принцип «закрывает» множество вопросов, например, контроль за законностью и легитимностью работы Парламента, а также правительства и судебных инстанций. Однако, при одновременной реализации деятельности всех линий сразу они контролируют и ограничивают друг друга, чтобы не происходило превышение границ ответственности каждой. Именно здесь возникает деятельность судебных органов власти – они осуществляют контроль за соответствием всех принятых решений статьям и нормам Конституции Российской Федерации.

Зачем все-таки необходимо передавать власть не одному гражданину? Для того, чтобы власть не находилась у одного человека. Принятие решений должно касаться группы лиц, чтобы быть максимально эффективным и объективным. Когда в государстве отсутствует разделение власти, это неизбежно приведет к ситуации, в которой возникает диктатура, и правит насилие.

Правовое государство строится на трех линиях разделения власти, такой принцип является одной из главных составляющих демократической власти, которая действует в государстве.

Кроме этого, при разделении властей каждым типом вопроса или ситуацией будет заниматься подходящий человек. Это гражданин, который профессионально разбирается в теме и возникающих вопросах.

Заключение

Исходя из всех перечисленных особенностей внутреннего устройства государства, живущего по правилам и нормам, можно сделать вывод, что для каждого из существующих органов исполнительной власти необходимо утверждать специальные законы и права. И именно право является базисом для всех решений всех органов власти, в том числе, тех решений, которые связаны с принуждением населения к чему-либо.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи