Государственное управление: понятие, принципы, цели

Автор статьи

Екатерина Иванова

7 минут на чтение
132 просмотров
Содержание Содержание

Понятие «Государственное управление»

Понимание государственного управления различно, и зависит от контекста использования.

  • Государственное управление (в широком смысле) – реализация совокупности действий государством, связанных с реализацией мер по улучшению общественной жизни посредством деятельности законодательной, исполнительной и судебной властных ветвей с привлечением негосударственных организаций, имеющих определённые полномочия.
  • Государственное управление (с другой стороны)– работа государственных органов, реализующаяся в жизни общества.

Государственное управление имеет субъекты (лица, которые выполняют конкретные задачи) и объекты (то, с чем связаны задачи, связано их выполнение).

Субъект государственного управления – органы, исполняющие функционал власти, которые осуществляют работу, связанную с государственным управлением. В рамках определённых условий субъект бывает разным – либо государство, либо орган конкретной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), муниципалитет, должностное лицо и прочее.

Объект государственного управления – население, проживающее на определённой территории, взаимоотношения людей, конкретной национально-этнической, социальной группы, отношения между государственных объединения, специальных категорий граждан и так далее.

Признаки государственного управления

Государственное управление характеризуется определёнными особенностями, которые, содержат наиболее полную субъективную информацию о нём и выделяют характерные черты.

  • Вид деятельности, связанной с регулированием общественных отношений.
  • Субъект – государство.
  • Характер – властный.
  • Управление постоянное и плановое.
  • Регулирование осуществляется с опорой на законодательную базу и с целью исполнения законов.
  • Обладает строгой структурой, построенную на основании иерархических связей.
  • Реализация на основании специальной гарантийной системы.
  • В случае нарушения правил наступает юридическая ответственность.

Функции государственного управления

Список функций госуправления:

  1. Обеспечение органов, имеющих властные полномочия, информационными ресурсами, в частности, сбор, обработка и хранение информации.
  2. Наделение конкретных органов государственной власти необходимыми полномочиями для реализации их функционала.
  3. Разработка специального плана, который способствует полноценному выполнению всего функционала.
  4. Установление правил осуществления деятельности органов государственной власти, текущих в том числе.
  5. Регулирование осуществления функций органов власти.
  6. Осуществление руководящей деятельности, контроль над работой органов государственной власти.
  7. Координация деятельности органов государственной власти.

Важным аспектом осуществления государственного управления является преимущественное осуществление задач, направленных на общественную жизнь. То есть деятельность государственного управления должна либо полностью, либо частично отвечать на запросы общества и работать, основываясь на их потребностях.

Цели государственного управления.

Целями государственного управления называются ожидаемые итоги, результаты, гипотетически реализованные в ходе осуществления государственного управления.

В качестве целей государственного управления выделяют:

1. Социально-экономические цели – цели, направленные на реализацию конкретных мероприятий, связанных с обществом и экономическим развитием:

  • Удовлетворение интересов граждан (например, постройка метрополитена для мобилизации перемещений граждан);
  • Развитие экономических структур (в частности, создание льготных условий для предпринимателей в конкретных областях производства);
  • Поддержание торговли (к примеру, создание специального законодательства, направленного на поддержку отечественного производителя –протекционизм) и другое.

2. Политические цели – цели, заключающиеся в укреплении государственной власти:

  • Управление политическими делами в стране;
  • Поддержание собственной власти с помощью конкретных методов и тому подобное.

3. Цели конкретного обеспечения – действия, направленные на реализацию прав и свобод человека и гражданина.

  • Обеспечение законности в обществе (например, дежурство сотрудников ГИБДД на конкретных участках дорог);
  • Реализация общественной безопасности (к примеру, обязательное сопровождение полицейских машин во время пассажирской перевозки детей в детские лагеря) и прочее.

4. Организационно-правовые цели:

  • Создание законодательства, регулирующего все сферы жизни общества (например, конкретные законодательные акты, регулирующие туристическую деятельность);
  • Складывание юридическо-правовой системы с учётом деятельности демократических институтов.

Принципы государственного управления

Под принципами государственного управления предполагаются определённые догматы и идеи, которым следует государство в ходе реализации поставленных задач.

Существуют различные виды принципов государственного управления, которая подразумевает распределение на социально-правовые (иначе говоря, общие) и организационные.

Организационные принципы государственного управления

Организационные принципы предполагают формирование структурно выстроенной организации, которая способствует исполнению задач государственного управления.

Отраслевой принцип

Данный принцип рассматривает реализацию управленческой деятельности, которая осуществляется в определённой сфере. Например, управление здравоохранением, наукой, транспортное обеспечение, управление научно-исследовательской деятельностью и тому подобное.

Территориальный принцип

Управление на ограниченном географически отделённом объекте (на отельной территории). К ним относятся различные муниципалитеты, органы управления в субъектах РФ, в частности, образование в республиках, областях и прочее, медицина в сёлах, посёлках и так далее.

Линейный принцип

Принцип, который предполагает наличие в управленческой деятельности отношений субординации по схеме «начальник – подчинённый».

Практически без исключения ему придерживаются многие органы государственного управления.

Функциональный принцип

Каждый орган государственного управления реализуют в рамках широкопрофильных функций несколько небольших, составляющих полный функционал. Например, в сфере здравоохранения – фармацевтическое направления, государственные поликлиники, обеспечение государственного оборудования, работа с обращениями граждан и так далее.

Принцип двойного подчинения

Подчинение и центральному управлению, и управлению, основанному на территориальном или функциональном признаке.

Принцип коллегиальности и единоначалия

Каждый орган государственного управления имеет своего руководителя, который осуществляет руководство над его деятельностью и решает текущие вопросы. Несмотря на это, каждый орган управления подразумевает решение важнейших вопросов коллегиально, то есть посредством принятия совместного решения. 

Социально-правовые принципы государственного управления

Социально-правовые или общие принципы государственного управления косвенно касаются взаимодействия органов государственного управления. Среди них можно выделить демократизм, законность, объективность, научность, конкретность, разделение властей, федерализм и эффективность.

  • Принцип демократизма. Народ -важнейший источником власти (единственным), который имеет конституционное право участвовать в управлении государством и с помощью органов государственной власти, и непосредственно. Работа органов государственного управления находится под контролем общественности и специально созданных органов и организаций. Реализация народом права осуществления контролирующих функций над органами государственной власти называется общественным контролем. Всё вышеперечисленное обозначено в Конституции РФ.
  • Принцип законности. Действия органов осуществления власти никогда не противоречат закону – нормативно-правовым актам РФ или государства, в рамках которого осуществляется управление.
  • Принцип объективности. Деятельность органов государственной власти должна быть беспристрастной и честной, а люди, в них работающие, обязаны рассмотреть проблему со всех сторон и принять решение, соответствующее им.
  • Принцип научности. В этом случае под научностью понимается совокупность научных методов, которые способствуют реализации государственного управления: сбор и хранение информации, анализ и прочее.
  • Принцип конкретности. При осуществлении государственного управления необходимо учитывать окружающую действительность объективное состояние объекта управления в настоящем времени, сопоставляя с необходимыми ресурсами.
  • Принцип разделения властей. В РФ существует разделение властей по функционально-целевым признакам: на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти отвечает за конкретные функции и не вмешивается в деятельность других.
  • Принцип федерализма. Российская Федерация территориально разделена на отдельные субъекты, обладающие частичной самостоятельностью, в частности, они могут самостоятельно издавать законы. При реализации управления необходимо учитывать компетенции субъектов Российской Федерации.
  • Принцип эффективности. Государственное управление должно осуществляться в рамках уменьшения затратах сил, денежных средств и времени.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи