На сегодняшний день портал Госуслуг является наиболее самым популярным онлайн-сервисом взаимодействия с контролирующими и административными государственными органами. Для того, чтобы использовать ресурсы портала полностью и без ограничений, гражданину необходимо ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП). В статье пошагово разберем, как получить ключ ЭЦП для Госуслуг.
Электронная цифровая подпись для Госуслуг
Для начала разберемся, что такое электронная цифровая подпись и для чего она необходима в Госуслугах.
ЭЦП – современный и эффективный способ криптозащиты данных, который представляет собой набор цифр и символов. ЭЦП позволяет подписывать документы в электронной форме, после чего они приобретают юридическую силу удостоверенных и приравниваются к подписанным на бумажном носителе.
ЭЦП используется для подписания электронной отчетности в контролирующие органы. Также ЭЦП необходима при внедрении системы электронного документооборота на предприятии и обмена электронными документами с контрагентами.
Читайте также статью ⇒ «Внедрение электронного документооборота на предприятии: пошаговая инструкция».
Виды ЭЦП для Госуслуг
В зависимости от функциональности различают следующие виды ЭЦП для Госуслуг:
№ п/п | Вид ЭЦП | Описание |
1 | Простая ЭЦП | Представляет собой одноразовый код, который можно сгенерировать непосредственно на сайте Госуслуг. Дает доступ к просмотру информации на портале Госуслуг. |
2 | Неквалифицированная ЭЦП | Необходима для заверения и отправки писем в госорганы либо контрагентам. Для получения неквалифицированной ЭЦП потребуется обратиться в Удостоверяющий центр. |
3 | Квалифицированная ЭЦП | Является полным аналогом подписи на бумажном носителе. Данным видом ЭЦП можно заверять любые документы (отчеты, декларации, договора, т.п.). Оформляется только через Удостоверяющие центры. |
Чем выше класс ЭЦП, полученной пользователем, тем большей функциональностью портала Госуслуг он может пользоваться.
Читайте также статью ⇒ «Какие отчеты подаются в ФНС в электронном виде в 2024 году: перечень, сроки, ответственность».
Как получить ключ ЭЦП для Госуслуг онлайн
Ниже рассмотрим порядок генерации простой ЭЦП на сайте Госуслуг.
Для начала пользователь переходит на сайт Госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/) и нажимает кнопку «Личный кабинет». В открывшемся окне пользователь нажимает кнопку «Зарегистрироваться», которая находится в левом нижнем углу.
Далее пользователь заполняет регистрационную форму, в которой указывает:
- Фамилию;
- Имя;
- Номер мобильного телефона или адрес электронной почты.
После заполнения формы следует нажать кнопку «Зарегистрироваться». Далее система автоматически генерирует простую ЭЦП в виде кода и отправляет ее пользователю в виде сообщения на мобильный телефон или электронную почту (в зависимости от того, какие контактные данные были указаны в регистрационной форме).
Полученный код пользователь вводит в поле регистрации, после чего на экране появляется новая регистрационная форма для заполнения.
Заполнив форму, пользователь нажимает кнопку «Сохранить», далее информация направляется на проверку. В случае если гражданин отразил данные о себе корректно и правдиво, то для него предоставляется доступ к порталу Госуслуг. На основании полученной простой ЭЦП пользователь может просматривать всю информацию, доступную на портале.
Читайте также статью ⇒ «Внедрение электронного документооборота на предприятии: пошаговая инструкция».
ЭЦП для Госуслуг через Удостоверяющий центр
Если у пользователя появилась необходимость расширить доступ к функциям портала Госуслуг, то он может усилить ЭЦП – оформить неквалифицированную или квалифицированную электронную подпись.
Неквалифицированная ЭЦП
При наличии простой ЭЦП ее усиление до неквалифицированной не составит большого труда. Пользователю достаточно будет обратиться в один из Удостоверяющих центров с паспортом и СНИЛС. На основании обращения специалист центра сверит оригиналы документов с данными, отраженными в профиле пользователя на сайте Госуслуг. Если данные соответствуют друг другу, то специалист Удостоверяющего центра выдает заявителю неквалифицированную ЭЦП в виде нового кода.
Обращаем внимание на то, что выдачу ЭЦП осуществляют исключительно удостоверяющие центры, имеющие аккредитацию Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минсвязи). С полным перечнем удостоверяющий центров можно ознакомить на сайте Минсвязи (digital.gov.ru).
Квалифицированная ЭЦП
Если пользователю необходим полный функционал Госуслуг, включающий подачу электронной отчетности в контролирующие органы, то для этого ему необходимо получить квалифицированную ЭЦП. В отличие от простой и неквалифицированной ЭЦП, квалифицированная подпись выдается в виде USB-носителя, на котором записан код.
Выдача данного вида ЭЦП также осуществляется через Удостоверяющие центры. Услуга является платной – за получение USB-носителя заявителю придеться заплатить около 700 руб.
Для получения квалифицированной ЭЦП пользователю необходимо обратиться в Удостоверяющий центр вместе со следующими документами:
- Паспорт;
- СНИЛС.
Документы должны быть предоставлены в оригинале.
На основании обращения специалисты Удостоверяющего центра выдают заявителю реквизиты для оплаты стоимости услуг.
Процесс обработки обращения в Удостоверяющем центре, как правило, не превышает 30 минут. Поэтому, совершив платеж за USB-носителя в ближайшем отделении банка, пользователь возвращается в Удостоверяющий центр для получения ключа. Вместе с USB-носителем гражданин получает:
- Акт приема-передачи;
- Сертификат на ключ ЭЦП;
- ПО для установки на компьютер;
- Памятку пользователя ЭЦП.
Полученное в Удостоверяющем центре ПО необходимо установить на домашнем компьютере, а USB-носитель с ЭЦП вставить в разъем. Далее пользователь может переходить на портал Госуслуг и при авторизации указывать «Вход с помощью электронных средств».
Читайте также статью ⇒ «Как узнать стоимость патента онлайн: на сайте ФНС и через Госуслуги».