2. Каких принципов нужно придерживаться участнику контрактной системы в сфере закупок

Автор статьи

Екатерина Иванова

6 минут на чтение
129 просмотров
Содержание Содержание

2. Каких принципов нужно придерживаться участнику контрактной системы в сфере закупок?

Правилами проведения государственных контрактных закупок предусмотрено пять основных принципов, которых обязаны придерживаться все участники системы. Они прописаны в содержании ст. 6ст. 12 ФЗ-44. Все манипуляции по проведению закупок должны выполняться с соблюдением принципов:

  • открытости информации;
  • обеспечения конкуренции;
  • профессионализма заказчиков;
  • стимулирования инноваций;
  • единства и ответственности за результаты.

Открытость информации

Открытый источник

Основной принцип проведения государственных контрактных закупок — это наличие открытого свободного доступа ко всем сведениям, касающихся темы. Используя Единую Информационную Систему или любую другую аккредитованную площадку абсолютно каждый участник закупок независимо от своей роли в вопросе может бесплатно без каких-либо ограничений ознакомиться со всеми необходимыми для ведения деятельности данными. Это:

  • подготовленные планы на будущие тендеры;
  • результаты торгов с историей ставок и указанием победителя;
  • списки завершенных заказов с подробным описанием результатов;
  • результаты проведенных проверок;
  • справочно-методические сведения;
  • всевозможные реестры и т. д.

На Заметку: Первостепенно вся информация выкладывается в свободной доступ на основной ресурс Единой Информационной Системы. На других аккредитованных электронных площадках данные появляются несколько позже по той причине, что все ЭТП в вопросе публикации информации синхронизированы с ЕИС. То есть вся размещенная на них информация является дубликатом данных с ЕИС. На синхронизацию требуется некоторое количество времени. В связи с чем возможны ситуации, когда сведения, размещенные на ЭТП, будут некорректны на текущий момент времени, что необходимо учитывать при изучении данных.

На уровне федерального законодательства четко закреплен алгоритм информационного обеспечения системы государственных закупок, установлены функции, которые должна выполнить Единая Информационная Система и другие аккредитовании Электронные Торговые Площадки, а также регламентирован список данных, публикация которых в свободном доступе обязательна. Обо всем этом сказано в содержании ст. 4 ФЗ-44.

Обеспечение возможностей для конкуренции

Второй принцип заключается в необходимости создания условий для возможной конкуренции. Его реализация проста: абсолютно каждый представитель в лице самозанятого физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица при соблюдении требований может стать поставщиком или исполнителем.

Заказчики в лице государственных и муниципальных учреждений не вправе устанавливать какие-либо дополнительные частные условия, подходящие для какого-либо конкретного исполнителя, что даст ему преимущества в вопросе получения права на реализацию выставленного контракта.

Если заказчик каким-либо образом вмешивается в процедуру выбора исполнителя, тем самым нарушая принцип возможной конкуренции, то остальные потенциальные участники контракта вправе подать официальную жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу. Если в результате расследования подтвердиться нарушение принципа создания условий для свободной конкуренции, то контракт будет аннулирован, а ответственные должностные лица будут привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями 7.29 — 7.32, 14.32 КоАП РФ.

В число таких нарушений входит, например:

  • необоснованное неправомерное отклонение заявки на принятие участия в закупке;
  • вмешательство заказчика в деятельность исполнителя;
  • умышленное раскрытие еще не опубликованной в свободном доступе информации (списки будущих контрактов, перечень уже поданных заявок на исполнение и т. д.).

Профессионализм участников

Принцип профессионализма говорит о том, что все манипуляции в вопросе проведения закупок должны выполнять исключительно квалифицированными сотрудниками государственных и муниципальных учреждений. Соответствующая программа повышения квалификации, прохождение которой позволяет получить необходимый статус, была разработана Министерством экономического развития РФ и Министерство образования и науки РФ.

Стимулирование инноваций

Правилами проведения контрактных закупок предусмотрена норма, в соответствии с которой  в целях эффективного расходования государственных денежных средств приоритет на реализацию заказа всегда отдается тому исполнителю, который способен привнести инновацию.

В свою очередь это дает право на корректировку условий проведения закупки заказчиков. Например, если конкретная позиция на реализацию какой-либо задачи предусматривает необходимость трехэтапного конкурса, в ходе которого на первом этапе у заказчика появляется возможность заменить стандартное решение закупки инновационной методикой, которая не удовлетворяет ранее подготовленный и опубликованный план, то он получить возможность скорректировать проект (только если предложенный инновационный метод выполним на практике, на не находиться в статусе гипотетической возможности).

Единство и ответственность за результаты

В содержании ФЗ-44 сказано, что абсолютно в ходе проведения каждой государственной закупки для соблюдения всех принципов и честности выбора должны выполняться следующие манипуляции:

1. Предварительное планирование. Опубликованный контракт на государственную закупку должен содержать заранее подготовленный план, дальнейшее изменение положений которого в целях получения преимущества каким-либо исполнителем или выгоды заказчиком невозможно.

На Заметку: Изменение разработанного плана проведения контрактной закупки возможно только в двух случаях: если заготовленные операции, манипуляции и действия не соответствуют или нарушают требования и условия, прописанные в ФЗ-44 или в каком-либо другом законодательном акте, или если корректировка необходима в целя соблюдения принципа стимулирования инноваций.

2. Честное определение победителя. Если по итогам принятия заявок на контрактную закупку число потенциальных исполнителей больше одного, то окончательное решение в любом случае должно являться мотивированным, о чем должны позаботиться члены специально собранной комиссии.

3. Постоянный мониторинг. Начиная с этапа публикации закупки до момента поставки, оказания услуги или завершения работ все проводимые манипуляции и процессы должны постоянно отслеживаться ответственными лицами и сторонним надзорными органами.

4. Плановые и внеплановый аудиты. Вся деятельность всех участников контрактных закупок, включая контрольно-надзорные органы, должна периодически подвергаться полному аудиту независимыми сторонами в лице эксперта или экспертной организации.

Эксперт, Экспертная организация — это физическое самозанятое лицо, индивидуальный предприниматель или организация, обладающая необходимым для исследований конкретной закупки квалификацией и лицензиями, способное по результатам проведения аудита дать независимую оценку и характеристику деятельности участников контракта и на основе чего подготовить экспертное заключение.

В содержании п. 2 ст. 12 ФЗ-44 сказано, что ответственность за несоблюдение правил, условий и требований проведения государственных контрактных закупок со стороны заказчика в полной мере несется каждым должностным лицом, принимающим то или иное участие в процессе, на персональной основе.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи