13. Как происходит выбор поставщика/подрядчика/исполнителя

Автор статьи

Екатерина Иванова

4 минуты на чтение
75 просмотров
Содержание Содержание

13. Как происходит выбор поставщика/подрядчика/исполнителя

В сформированном и согласованном с контрольно-надзорными органами плане-графике контрактных закупок на ближайший год заказчик должен отобразить выбранный им способ закупки. Приобрести товар, услуги или работу можно посредством определенного количества методов. Все они закреплены в содержании ст. 24 ФЗ-44.

Какими способами можно определять поставщиков, подрядчиков и исполнителей?

Правилами контрактных закупок, зафиксированными в содержании ФЗ-44, допускается использование следующих способов для определения поставщика, исполнителя или подрядчика. К ним относятся:

  • электронный аукцион;
  • выбор единственного исполнителя;
  • запрос котировок;
  • конкурс.

Электронный аукцион

Электронный аукцион – это самый быстрый с точки зрения эффективности способ определения исполнителя государственной закупки. Однако в отличие от стандартного определения победителя аукциона, при назначении лица, которое будет являться исполнителем услуги или поставщиком товаров для бюджетного учреждения, победителем аукциона будет являться не тот, кто предложит большую ставку, а, наоборот, тот кто сможет выполнить задачу за наименьшую цену.

Законодательство обязывает заказчиков использовать методику электронного аукциона, если объектом закупки является товар, услуга или работы из списка, утвержденного в содержании Распоряжения Правительства РФ №471-р от 21 марта 2016 года (актуальная редакция 18 июля 2021 года).

Обращение к услугам единственного исполнителя

Государственное учреждение может сразу же самостоятельно выбрать поставщика/исполнителя без какого-либо конкурса. В таком случае принцип конкурентоспособности не соблюдается. Однако это возможно только в том случае, если стоимость общего объема заказываемых товаров или услуг не превышает отметку в 100 тыс. руб. 

Вариант, когда исполнитель государственной закупки выбирается самим государственным учреждением без какого-либо конкурса, с экономической точки зрения и с точки зрения честности закупок имеет множество недостатков. Однако все же имеет место быть. Ситуации, когда заказчик может обратиться к услугам единственного исполнителя, закреплены в содержании отдельного документа: ст. 93 ФЗ-44.

Запрос котировок

Способ запроса котировок – это практически то же самое, что и аукцион. Исполнителем по этой методике также является та организация/индивидуальный предприниматель/самозанятый гражданин, цена на услуги которых наименьшая. Помимо законодательных ограничений, разница лишь в том, что данные о заказе отправляются неограниченному числу потенциальных исполнителей именно самим заказчиком, а не публикуются в открытый доступ как при аукционе.

Использовать методику запроса котировок для определения исполнителя государственной закупки можно только в тех случаях, если стоимость конкретной позиции не превышает сумму в 500 тыс. руб., а годовой расход государственного учреждения составляет значение не более 10% от общей цены ранее проведенных закупок и не более 100 млн. руб. (ст. 72 ФЗ-44).

Конкурсный отбор

Конкурсный отбор – это самый сложный в реализации способ определения поставщика. Он предусматривает необходимость создания особого списка условий, по степени удовлетворения которых определяется будущий исполнитель. Трудность заключается в том, что этот перечень должен составляться сотрудником государственного учреждения, выступающего заказчиком, каждый пункт из которого не должен противоречить действующему законодательству РФ.

На Заметку: Конкурсный отбор может проводиться в один или два этапа. В первом случае исполнителем является та организация, которая в ходе определения удовлетворила все условия заказчика и была выбрана им. Во втором случае бюджетное учреждение сначала формирует список потенциальных исполнителей, далее они повторно «соревнуются» между собой уже во втором этапе.

Существует три варианта конкурсного отбора:

  1. «Открытый» – подать заявку на исполнение может любой потенциальный участник, удовлетворяющий правила ФЗ-44.
  2. «Ограниченное участие» – подать заявку на исполнение может только определенный участник, удовлетворяющий законодательные требования и условия заказчика.
  3. «Закрытый» – подать заявку на исполнение может только определенный представитель из фиксированного перечня организаций.

В вопросе государственных контрактных закупок в большинстве случаев бюджетные учреждения могут выбирать сразу из нескольких вариантов, посредством которых они будут определять методику определения участника. Однако также следует помнить, что в ряде ситуаций выбора нет вследствие финансовых и/или законодательных ограничений.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи