КУДир – это сокращенное название книги доходов и расходов, которые должны вести индивидуальные предприниматели и организации, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (УСН). Это сказано в статье 346.24 Налогового Кодекса РФ. Книга доходов и расходов – это самый главный документ налогового учета. На основании данных этой книги рассчитывается налогооблагаемая база и соответственно рассчитывается налог, подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиком.
Что представляет собой книга доходов и расходов
Форма и порядок заполнения книги доходов и расходов утверждены Приказом Минфина РФ №135н от 22.10.2012 года. Начиная с 2024 года книгу доходов и расходов нужно заполнять на новом бланке. Изменения были внесены Приказом Минфина РФ №227н от 07.12.2016. Заверять в налоговой инспекции эту книгу не нужно. Она понадобится только в случае проверки налогоплательщика. Однако отсутствие книги доходов и расходов, а также ошибки, содержащиеся в ней, приведут к штрафу. Это сказано в статье 120 Налогового Кодекса РФ.
Общие правила заполнения книги доходов и расходов
Книга доходов и расходов состоит из 7 листов и 5 разделов. На 1 титульном листе указываются данные по налогоплательщику, 2-3 листы предназначены для тех организаций и ИП, которые ведут учет по системе «доходы минус расходы», там необходимо отразить доходы и расходы за налоговый период (год) нарастающим итогом. На 4 листе находится «Раздел 2» в нем отражается информация о приобретении основных средств и нематериальных активов. Далее на листе 5 «Раздел 3» отражается информация об убытках прошлых лет, которые уменьшают налогооблагаемую базу отчетного периода. Лист 6 «Раздел 4» содержит информацию о расходах, которые уменьшают сумму налога. Эти расходы перечислены в пункте 3.1 статьи 346.21 Налогового Кодекса РФ. Этот раздел заполняют те организации и ИП, которые выбрали систему УСН «Доходы» и в этом разделе они указывают суммы, уменьшающие налог:
- страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС, НСиПЗ, соответственно ИП, у которых нет работников, включают сюда сумму страховых взносов за себя;
- расходы по временной нетрудоспособности, уплачиваемые за счет работодателя;
- оплата по договорам личного страхования.
Важно! На перечисленные суммы можно уменьшить сумму налога или авансовых платежей по налогу, но не более чем на 50%. В последнем разделе 5 указывается сумма торгового сбора, которая уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу).
Общие привала заполнения книги доходов и расходов приведены в таблице.
1 | Каждый год нужно заполнять новую книгу доходов и расходов |
2 | Записи в книге нужно вести в хронологическом порядке |
3 | Книга доходов и расходов заполняется кассовым методом |
4 | Книгу доходов и расходов в бумажном виде необходимо прошнуровать, пронумеровать, скрепить печатью и подписью руководителя или индивидуального предпринимателя |
5 | Книга доходов и расходов, которая ведется в электронном виде, необходимо распечатать в конце налогового периода и также ее заверить подписью руководителя и печатью организации |
6 | Для каждой хозяйственной операции отводится отдельная строка |
7 | Записи в КУДиР ведутся на русском языке, записываются синей ручкой (касается бумажных вариантов) |
8 | Записи ведутся в рублях и копейках |
9 | Каждая запись в КУДиР должна основываться на первичных документах |
10 | Разделы 1-3 предназначены для налогоплательщиков, применяющих систему «доходы минус расходы» |
11 | Раздел 4 относится к налогоплательщикам, применяющим систему «доходы» |
Читайте также:
Как заполнить КУДиР при доходах минус расходы
Непосредственно порядок заполнения книги доходов и расходов отражен в Приложении №2 к Приказу Минфина №135н от 22.10.2012 года. В этом приложении четко прописано, как и что заполнять. В книге доходов и расходов содержатся следующие столбцы:
- столбец 1 «№ п/п» — номер порядкового записи;
- столбец 2 «дата и номер первичного документа». Здесь указываются номера и даты документов, которые подтверждают произведенную хозяйственную операцию;
- столбец 3 «содержание операции». В этом столбце подробно расписываются хозяйственные операции, случившиеся в данной организации за налоговый период;
- столбец 4 «доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы». Для исчисления налога необходимо знать сумму дохода. Эта информация отражается именно в этом столбце;
- столбец 5 «расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы». Здесь соответственно отражаются расходы организации или ИП.
Как видим заполнение данного документа несложная задача. Первичные документы – это документы, отражающие хозяйственные операции (события) происшедшие в организации. На основании этих документов и заполняется книга доходов и расходов. К первичным документам относятся:
- Товарная накладная;
- Акт приема-передачи имущества;
- Документы по оплате труда (например, расходный кассовый ордер, расчетно-платежные ведомости и т.д.);
- Акт сдачи приемки товара, работ, услуг;
- Акт оказания услуг;
- Кассовые документы;
- Банковские документы (платежные поручения);
- Авансовые отчеты;
- Бухгалтерские справки;
- Акт зачета взаимных (встречных) требований;
- Документы, отражающие прибытие, убытие, перемещение, модернизацию и т.д. основных средств в организации;
- Документы по инвентаризации;
- Также к таким документам можно отнести договоры, счета
При заполнении необходимо знать, что в налоговом учете применяется кассовый метод, то есть все доходы и расходы признаются таковыми после их оплаты. Это сказано в подпункте 1.2 статьи 346.17 Налогового Кодекса РФ. Поэтому необходимо помимо документов, подтверждающие расходы организации или индивидуального предпринимателя, иметь документы, подтверждающие оплату этих расходов. К таким документа относятся платежные поручения, приходные, расходные кассовые ордера, чеки. При кассовом методе расходы будут признаны для целей налогообложения в момент их оплаты.
Пример. Рассмотрим пример заполнения книги доходов и расходов на примере организации ООО «Восход», которая находится на УСН «Доходы минус расходы». То есть ставка налога равна 15% от налогооблагаемой базы. Организация занимается рознично-оптовой торговлей кондитерскими изделиями. За 2024 год ООО «Восход»
- 01.18 был получен аванс в счет предстоящих поставок от ООО «Лига» в размере 50 000 рублей;
- за январь 2024 физическим лицам было продано товаров на сумму 250 000 рублей (для удобства не будем разбивать на отдельные суммы);
- 02.2024 был оплачена аренда склада и аренда офиса за январь 2024 года– 100 000 рублей;
- 02.2024 была выплачена зарплата сотрудникам – 50 000 рублей и НДФЛ в бюджет;
- 02.2024 были оплачены страховые взносы за сотрудников – 15 100 рублей.
Регистрация | Сумма | |||
№ п/п | Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы | Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | №п/п 42 от 10.01.18 | Получен аванс в счет предстоящих поставок от ООО «Лига» | 50 000 | |
2 | 31.01.18 | Проданы товары физическим лицам за январь 2024 года | 250 000 | |
3 | Расчетно-платежная ведомость №1 от 05.02.18 | Выплачена заработная плата сотрудникам за январь 2024 года | 50 000 | |
4 | №п/п 43 от 05.02.18 | Перечислен НДФЛ с зарплаты сотрудников в бюджет за январь 2024 года | 7 471 | |
5 | №п/п 44 от 10.02.18 | Оплачена аренда склада и офиса за январь 2024 | 100 000 | |
6 | №п/п 45 от 15.10.18 | Оплата взносов в ПФР за январь 2024 года | 11 000 | |
7 | №п/п 46 от 15.10.18 | Оплата взносов в ФСС за январь 2024 года | 1 450 | |
8 | №п/п 47 от 15.10.18 | Оплата взносов в ФОМС за январь 2024 года | 2 550 | |
9 | №п/п 48 от 15.10.18 | Оплата НСиПЗ за январь 2024 года | 100 |
Таким образом, налог за указанный период времени будет равен
(50 000 + 250 000) – (50 000 + 7 471 + 100 000 + 11 000 + 1 450 + 2 550 + 100) = 300 000 – 172 571 = 127 429 х 15% = 19 114, 35 рубл.
Что можно включать в расходы по УСН
Перечень расходов при упрощенной системе налогообложения является закрытым. Это значит, что помимо списка, указанного в Налоговом Кодексе РФ добавить больше ничего нельзя. Все расходы прописаны в статье 346.16 Налогового Кодекса РФ. К таким расходам в основном относятся:
- оплата труда;
- отчисление на обязательное социальное страхование сотрудников;
- аренда производственных площадей, офисов;
- покупка оборудования;
- коммунальные расходы;
- и т.д.
Ответы на распространенные вопросы по КУДиР
Вопрос. Нужно ли вести КУДиР, если индивидуальный предприниматель не вел свою деятельность в налоговом периоде?
Ответ. Если налогоплательщик не вел деятельность в налоговом периоде, то он все равно должен иметь заверенную по всем правилам книгу доходов и расходов.
Распространенные ошибки при заполнении книги доходов и расходов
Ошибка. При заполнении книги доходов и расходов в бумажном варианте допущена была ошибка.
Как правильно. При допущении ошибки ни в коем случае нельзя вырывать листы. Законодательство разрешает исправить ошибку следующим способом. Необходимо зачеркнуть неправильную запись, сделать правильную и заверить ее подписью руководителя или индивидуального предпринимателя и печатью. Также можно исправлять ошибки методом «красного сторно».