Перекрестная налоговая проверка: основания, порядок проведения, как подготовиться

Автор статьи

Амина С.

3 минуты на чтение
3 254 просмотров
Содержание Содержание

В рамках перекрестной налоговой проверки органы ФНС вправе требовать у контрагентов проверяемой организации любые документы, касающиеся любой из операций. В статье разберем, как осуществляется перекрестная налоговая проверка, каковы основания для ее проведения, как правильно подготовиться к перекрестной проверке ФНС.

Что такое перекрестная налоговая проверка

Перекрестная налоговая проверка

Перекрестная налоговая проверка

Перекрестная (или встречная) налоговая проверка – это мера дополнительного контроля, в рамках которого ФНС запрашивает документы у контрагентов проверяемой организации. Цель запроса документов – уточнение информации о конкретной сделке или о налогоплательщике в целом.

Согласно порядку, налоговики могут затребовать документы как у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и у заказчиков (покупателей) предприятия, а также у третьих лиц, с которыми взаимодействовала организации.

В рамках перекрестной проверки ФНС может запросить любые документы – счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, контракты, письма, т.п.

Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к налоговой проверке: инструкция для бухгалтера».

Основания для проведения перекрестной налоговой проверки

Согласно документу, налоговики вправе запросить документы у контрагента проверяемой организации как непосредственно в ходе проверки (выездной или камеральной), так и после ее завершения.

Запрос документов осуществляется в случае, если в ходе (или по результатам) проверки сотрудники ФНС не получили от проверяемой организации достаточно информации относительно той или иной сделки, операции, либо полученная информация, по мнению ФНС, имеет признаки недостоверной.

Порядок проведения перекрестной налоговой проверки

Порядок проведения перекрестной налоговой проверки регламентируется ст. 93.1 НК РФ.

Ниже представлена инструкция, которая поможет читателю разобраться в особенностях проведения выездной налоговой проверки.

Этап #1. Определение обоснованности перекрестной проверки

В ходе либо по итогами выездной или камеральной налоговой проверки орган ФНС принимает решение о проведение перекрестной проверки – запросе дополнительных документов о сделке (операции) у контрагента проверяемой организации.

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ФНС вправе запрашивать документы в случае в них существует обоснованная необходимость. Иными словами, если ФНС может подтвердить сделку (сумму, законность, достоверность, т.п.) на основании документов, которыми располагает проверяемая организация, то необходимость перекрестной проверки считается необоснованной и дополнительные документы у контрагента не запрашивают.

Решение об обоснованности перекрестной проверки принимается в индивидуальном порядке, в зависимости от обстоятельств текущей (или завершенной) выездной/камеральной проверки. При принятии решения ФНС учитывает налоговую репутацию проверяемой организации, а также категорию риска, присвоенной компании в соответствующем порядке.

Читайте также статью ⇒ «Риск ориентированный подход при налоговых проверках».

Этап #2. Подготовка поручения о запросе документов

Определив необходимость в перекрестной проверке, сотрудники ФНС готовят поручение об истребовании документов, в котором указывают:

  • основания для запроса документов (уточнение конкретной операции, сделки);
  • наименование и реквизиты контрагента, у которого запрашиваются документы;
  • перечень документов для предоставления (счета-фактуры, акты выполненных работ, договора, расчетные документы и пр. с указанием номеров и дат составления);
  • срок предоставления документа.

Поручение составляется на бланке установленного образца и направляется в местную ФНС по месту регистрации контрагента, у которого истребуются документы для проверки.

Читайте также статью ⇒ «Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения: основания жалобы».

Этап #3. Запрос документов у контрагента

После получения поручения о требовании документов от ФНС, осуществляющей или завершившей проверку, орган фискальной службы, в адрес которой было направлено поручение, запрашивает документы непосредственно у контрагента проверяемой организации.

Обращение к контрагенту оформляется в виде письменного требования, которое ФНС направляет в адрес организации в течение 5-ти дней после получения поручения от налогового органа.

Этап #4. Перекрестная проверка

На основании требования, полученного от ФНС, контрагент обязан предоставить необходимые документы для проверки. Срок исполнения требования – до 5-ти дней с момента его получения.

После предоставления документов от контрагента, ФНС передает их налоговому органу, которым они были первоначально истребованы.

ФНС изучает полученные документы и на их основании выносит решения относительно той или иной сделки или операции.

В случае, если, по мнению ФНС, предоставленные контрагентом документы содержат недостоверные сведения либо сами по себе являются фиктивными, налоговый орган вправе назначить выездную проверку контрагента.

Как подготовиться к перекрестной налоговой проверке

Конкретные сроки проведения перекрестной налоговой проверки законом не установлены. Такая проверка проводится внепланово, вне зависимости от какого-либо графика. Это значит, что организация не может заранее подготовиться к запросу документов или визиту налоговиков.

В то же время, перекрестных проверок не стоит опасаться тем организациям, которые добросовестно соблюдают требования учета, своевременно подают отчетность и перечисляют налоги в установленный срок.

В рамках проверки ФНС вправе истребовать любой документ по любой из операций. Если все каждая из операций организации оформлена необходимыми подтверждающими документами, то предоставить их ФНС не составит большого труда.

Ответственность за непредоставление документов при перекрестной проверке

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ, организация, которая не предоставила ФНС документы в рамках перекрестной проверки, может быть привлечена к налоговой ответственности в размере до 10.000 руб.

В то же время, согласно пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, при решении о наложении штрафа ФНС учитывает смягчающие обстоятельства, перечень которых приведен в таблице ниже:

№ п/п Смягчающие обстоятельства при непредоставлении (просрочке) документов по перекрестной проверке Описание
1 Незначительность просрочки предоставления документов Как правило, ФНС не взыскивает штраф с организации, которая предоставила документы для перекрестной проверки с опозданием до 3-х рабочих дней
2 Большое количество истребуемых документов Если в одном требовании указано большое количество для предоставления (более 10-ти), то при незначительной просрочке их предоставления ФНС может обойтись без начисления штрафа
3 Нахождение документов в архивах Нередки ситуации, когда, документы, запрашиваемые налоговиками для перекрестной проверке, фактически находятся в архивах либо в подразделениях, территориально отдаленных от головного офиса, и для их доставки в ФНС может потребоваться значительное время. Данное обстоятельство считается смягчающим в случае просрочки организации в предоставлении документов, штраф за нарушение порядка предоставления документов может не начислять
4 Недостаточность материальных ресурсов Если ФНС запросила большое количество документов, при этом в штате организации работает один бухгалтер, то данное обстоятельство может смягчить решение ФНС относительно начисления штрафа в случае просрочки предоставления документов

Действующая судебная практика показывает, что при рассмотрении дел о начисление штрафа ща просрочку в предоставлении документов для перекрестной проверки могут быть учтены иные смягчающие обстоятельства, к примеру, одновременное получение организацией нескольких требований по разным сделкам. Окончательное решение, касающееся размера штрафа и его начисления, в подобных случаях остается на усмотрение судебных органов.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи