Основной задачей Почты России является своевременная доставка различных отправлений с обеспечением их ценности и сохранности. Поскольку иногда избежать непредвиденных ситуаций нельзя, для обеспечения сохранности и финансовых гарантий любых отправлений имеется услуга «Опись вложения». Отправитель записывает в специальный бланк перечень отправлений и их ценность, что позволяет компенсировать затраты за не доставленные, утерянные, испорченные письма или посылки. Эта услуга предоставляется исключительно на территории Российской Федерации и имеет юридическую ценность.
Опись вложения представляет собой утвержденную форму, заполняемую отправителем по его желанию или в случае необходимости. Сам по себе документ отличается простотой, однако при его составлении требуется проявить аккуратность и внимательность.
Внешний вид описи вложения и когда она необходима
Законодательством предполагается возможность передачи тех или иных документов или бумаг почтой. Так, почтовым отправлением можно сдать налоговую декларацию, направить судебные иски и прочее. В подобных ситуациях требуется подтверждение отправления, для чего и заполняется почтовый бланк описи вложений. С одной стороны, это позволяет получателям знать о содержимом посылки, а с другой – дает гарантию отправителю о доставки посылки в сохранности и в срок.
Приказом № 114-П Почты России утверждена форма описи 107, однако она может быть применена исключительно при отправке:
- ценных писем, имеющих вес до 2 кг;
- бандеролей весом не выше 5 кг, а при отправке по России – 2 кг;
- любых посылок без ограничения по весу.
Форма 107 представлена ниже:
Если остаются незаполненные графы, то в них можно проставить прочерк. А когда наоборот, одного листа не хватило для полного оформления, то его можно продолжить на втором листе с простановкой отметок типа «Лист 1», «Лист 2» и т. д. Важно, что итоги по количеству и сумме необходимо вывести общие, то есть на все вложения посылки.
Понятие объявленной ценности
Поскольку опись выступает как факт о сдачи отчетности и, согласно общему порядку, вкладывается в посылку, то для данного отправления требуется оценка.
Оценку производят на каждый предмет по отдельности, а ее сумма присваивается ко всему отправлению. Далее на отправлении необходимо прописать: «С описью, ценность ХХ рублей».
При возникновении различных обстоятельств, в ходе которых происходит утрата отправления в силу различных причин, сумма объявленной ценности возвращается либо отправителю, либо получателю.
Правила заполнения описи вложения формы 107
Отправить письма или любые посылки с наличием ценных документов можно двумя вариантами:
- Заполнив опись вложения онлайн.
- Заполнить бумажный бланк, который доступен для скачивания в интернете или взять его в любом почтовом отделении.
Применяемый способ заполнения не имеет значения, поскольку его подлинность гарантируется личной подписью отправителя в конце документа.
Однако первый вариант позволяет сэкономить время, поскольку при посещении почты нужно написать два одинаковых перечня для того, чтобы один из них остался у отправителя, а другой был направлен адресату. То есть при ручном заполнении бланка необходимо его продублировать. В случае заполнения онлайн по окончании процесса система предлагает скачать сразу два одинаковых списка, на которых нужно только поставить личную подпись.
В опись вложения отправителю необходимо внести такие сведения:
- Наименование предметов в перечне описи.
- Построчно вписывает количество отправляемого.
- Обозначение объявленной ценности по мнению отправителя.
- Итог по количеству и сумме объявленной ценности прописывается цифрами.
- ФИО или наименование (название) отправителя.
Стоимость, указанная при этом оказывает прямое влияние на размер компенсации на случай возникновения непредвиденных ситуаций, но увеличивает сумму страховой платы за отправление.
Отправление, пересылаемое с приложением данного документа, предъявляется сотруднику почтового отделения открытым.
Затем прописывается наименование или ФИО отправителя и ставится печать. Если в списке находятся предметы с отсутствием оценки, то в строке обозначения ценности отправитель ставит прочерк.
Далее сотрудником производятся такие действия:
- сравнение списков в обоих экземпляров заполненного документа;
- сопоставление сведений об отправителе;
- сравнение предметов, предназначенных к отправке, с названиями в перечне;
- проверка суммы вложений построчно на соответствие итоговой суммы по документу;
- простановка печать и личной подписи;
- один экземпляр описи кладется в посылку, а затем упаковывается вместе с ней. Второй экземпляр описи и кассовый чек выдается отправителю.
При получении данного отправления в назначенном пункте также производится сверка содержимого посылки с приложенным списком. При обнаружении порчи или кражи, сотрудник составляет специальный акт, согласно которому и начисляется компенсация, выплачиваемая отправителю в срок до двух месяцев.
Опись выступает доказательством заблаговременной отправки в случаях пересылки налоговых деклараций, поэтому в данном случае целесообразно прописывать ценность по минимуму.
Проверка описей вложения любых отправлений, имеющих объявленную ценность и передаваемых отправителями в почтовое отделение, производится на платной основе. После осуществления оплаты отправителю обязаны выдать второй экземпляр документа формы 107 с указанием трэк-номера в его верхней части. При помощи этого номера отправитель имеет возможность отслеживать перемещение посылки или письма. О стоимости услуги нужно узнавать в почтовом отделении, откуда отправитель намерен выслать вещи или документы, так как филиалы ФГУП «Почта России» имеют право утверждать собственные тарифы.
При заполнении описи вложения в электронном форма отправитель проделывает те же самые действия, то есть руководствуется правилами, изложенными выше, затем распечатывает два оформленных бланка и посещает почтовое отделение для дальнейшей отправки посылки или письма.
Этот вариант заполнения считается наиболее удобным, поскольку исключает оформление от руки и экономит время.