С 1 июля 2019 года государственное учреждения, производящие контрактные закупки в соответствии с правилами, предусмотренными ФЗ-44, получили возможность приобретать товары, услуги или работы даже в тех случаях, когда точное количество единиц продукции определить невозможно.
Вследствие отсутствия вариантов установить точное число товаров, количество услуг или работ, пропадает и возможность определения НМЦК. Однако в таком случае заказчик все равно сохраняет право на проведение закупки. Единственно, вместо НМЦК ему потребуется определить начальную цену за единицу приобретаемого товара, получаемой услуги или заказываемых работ.
Начальная цена за единицу продукции в условиях, когда установить общую стоимость контракта не представляется возможным, рассчитывается в соответствии со стандартными правилами по:
- состоянию рынка;
- нормативу;
- тарифу;
- по затратам.
На Заметку: Методика расчета стоимости по смете проекта недоступна для закупки с использованием начальной цены за единицу товара по той причине, что подготовленная смета подразумевает наличие информации о фактически необходимом количестве ТРУ, что в таком обязывает заказчика устанавливать начальную максимальную цену контракта.
Ранее в содержании ФЗ-44 содержался точный перечень товаров и услуг, которые можно приобретать без указания фактически итогового объема закупки. Он насчитывал в себе порядка 10 пунктов. Однако сейчас эта статья закона утратила силу. С 2019 года государственные учреждения вправе самостоятельно решать, следует ли им закупать по целевому контракту или применять возможность использования варианта с начальной ценой единицы товара.
Однако в описываемом случае помимо основных норм заказчику потребуется соблюдать дополнительные правила:
- указывать во всех закупочных документах три позиции цены: начальная максимальная за единицу (определяется в ходе расчетов), начальная за единицу (устанавливается по факту определения исполнителя закупки) и итоговую цену контракта (математически рассчитывается после получения информации о количества закупаемого товара);
- исполнителем закупки является тот участник, который предложит наименьшую цену именно за единицу товара, а не за весь контракт в целом;
- в содержании закупочной документации в обязательном порядке должна быть отражена и обоснована методика, по которой в ходе исполнения контракта будет рассчитываться итоговый фактический объем закупки.
С подробностями и деталями по вышеописанным вопросам можно ознакомиться в содержании ст. 22 ФЗ-44.