Запросы из полиции — как грамотно выкрутиться

Автор статьи

Амина С.

12 минут на чтение
660 просмотров
Содержание Содержание

Многие компании и предприниматели сталкиваются с запросами документации и информации от полиции. Как вести себя в такой ситуации? Должен ли ИП предоставить необходимую документацию? Законны ли требования полиции?

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), «Требования (заявления, представления, предписания) уполномоченных сотрудников полиции.. обязательны к их исполнению.. организациями, должностными лицами и другими лицами…».

В первую очередь, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции являются обязательными, а только те, которые являются законными. Законные требования основаны на верховенстве закона. Сотрудники полиции, подающие запросы о предоставлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено это право.

Права полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции»

Кроме того, деятельность сотрудников полиции регулируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Кроме того, деятельность сотрудников полиции регулируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При подаче запросов сотрудниками полиции в качестве обоснования правомерности своих требований используются следующие нормы права:

Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.

1. Закон «О полиции»

Сотрудники полиции в своих запросах «о предоставлении информации» обосновывают свои требования пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона «О полиции».

Пункт 4 части 1 статьи 13 Закона «О полиции»

Настоящий пункт устанавливает, что в связи с расследованием уголовных дел и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции вправе запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информация, в том числе персональные данные граждан.

Это правило дает сотрудникам полиции право требовать документы и их копии от организаций всех форм собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо материального номера проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (доводы), по которым запрашиваемые документы связаны (имеют связь) с проверкой или рассматриваемым уголовным делом. Ведь в теории можно истребовать финансовую документацию компании по материалу контроля по факту ДТП или, например, побоев.

Пункт 17 части 1 статьи 13 Закона о полиции»

В соответствии с настоящим пунктом, сотрудники полиции вправе требовать от организаций, независимо от форм их собственности, проведения экспертиз, предоставления образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и иных информационных материалов, необходимых для производства экспертиз. Ввиду некорректной формулировки — «иные информационные материалы», сотрудники полиции могут включить в это понятие любой интересующий их предмет и документ. Проверки проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Поэтому, если в запросе содержится ссылка на указанную выше норму права, в нем обязательно должна быть отражена информация по конкретному уголовному делу с присвоенным номером, либо по делу об административном правонарушении, в противном случае вы имеете право не отвечать на запрос из-за отсутствия достаточных оснований. Также при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на это правило, что является основанием для отказа в предоставлении информации.

II. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности

При применении Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст. 6, 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут осуществлять сотрудники полиции:

  • Оперативный эксперимент.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативное внедрение.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Контроль всех видов сообщений (почта, телеграф и пр.).
  • Обследование транспортных средств и любых помещений и площадей.
  • Отождествление личности.
  • Наблюдение.
  • Изучение любых бумаг и предметов.
  • Проверочная закупка.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Наведение справок.
  • Опрос.

Оперативно-розыскная деятельность, указанная в пункте 2 настоящей статьи, — «консультация» осуществляется в целях получения информации, поскольку понятия «справка» и «документация» не тождественны друг другу. Вышеуказанная оперативно-розыскная деятельность в этом случае может осуществляться в форме гласного и предполагает получение согласия лица (организации), в отношении которого она адресована.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи — «осмотр предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть получены ими в рамках ранее осуществленных мероприятий оперативно-розыскные мероприятия.

Статья 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Статья 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает основы проведения оперативно-розыскной деятельности. Наиболее часто используемыми причинами являются «сведения о признаках подготовки, совершения или совершения противоправного деяния, а также о лицах, его подготовляющих, совершающих или совершивших, если данных недостаточно для решения вопроса о возбуждении противоправного деяния» противоправное деяние» уголовное дело».

Эти причины должны быть доведены до вас в случае принятия в отношении вас оперативно-розыскных мероприятий, и на основании этих данных вы принимаете решение о принятии или отказе от проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Третья статья 19.7 КоАП РФ

Нередко в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ – за непредоставление информации (информации). Эта норма устанавливает ответственность для граждан от ста до трехсот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное направление в государственный (должностное лицо) орган сведений (информации), направление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностного лица) об их правомерной деятельности, а равно представление государственному (должностному) органу таких сведений (сведений) в неполном или искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О полиции» сотрудники полиции имели право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые разъяснения, сведения, справки, документы и их копии (п. 4 ст. 11 Закона «О полиции»);
  • безвозмездно получать информацию от организаций и граждан, за исключением случаев, когда законом установлен особый порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О полиции»).

При этом в соответствии со статьей 23 Закона «О полиции» граждане и должностные лица обязаны выполнять законные требования сотрудника полиции.

Таким образом, наличие у полиции права получать информацию от организаций и граждан (п. 30 ст. 11 «Закона о полиции») не порождало аналогичной обязанности для организаций. А генеральный директор, как и другой работник общества, как гражданин, не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и имел право не давать пояснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В этом смысле ответственности за непредставление сведений и документов для организаций и работников не было.

Однако нарушение законных требований к сотруднику полиции, предусмотренных пп. 4 и 17 ст. 13 Закона «О полиции» влекут ответственность по статье 19.7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (просьбы, представления, указания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4… 17. части 1 статьи 13 Закона “О полиции”, являются обязательными для . организаций. и иных лиц в сроки, указанные в исковом заявлении, но не позднее одного месяца со дня вручения. Как уже было сказано, статья 19.7 КоАП РФ, за не- соблюдение этих требований.

IV. Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма» № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г

На практике запросы на «предоставление информации» часто также ссылаются на Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в качестве основания запроса.

Однако данный закон не предоставляет правоохранителям запрашивать информацию и документы у граждан и организаций. Также данным законом не предусмотрена обязанность граждан и организаций по предоставлению информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание для запроса не всего закона, а ссылаются на статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В настоящей статье устанавливаются права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является контроль клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на предмет возможной легализации денежных средств, полученных преступным путем, и участия в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна проводиться на всех этапах операций с денежными средствами или другими товарами.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять информацию, предусмотренную настоящим Законом, является Росфинмониторинг.

Как указывалось выше, обязанность по предоставлению сотрудникам полиции информации и документации гражданами и организациями настоящей статьей не предусмотрена.

V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации)

Иногда в запросах на «предоставление информации» делается ссылка на ст. 144, 145 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ регулирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Статья 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регулирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не наделяют сотрудников полиции правом выемки и истребования документов у коммерческих и иных организаций, а также не возлагают на организации соответствующих обязательств по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и законодательства России видно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел получили право истребовать у субъектов хозяйствования сведения, справки, документы (копии), иные необходимые сведения, а соответствующие субъекты хозяйствования теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, сведения в сроки, указанные в заявлении, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае невыполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть возложена ответственность по статье 19.7 КоАП РФ.

Вы можете направить письмо с заявлением с разъяснением законности и обоснованности требований, указанных в заявлении (если проводится служебный контроль или возбуждено уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований милиционеров, подавать документы не рекомендуется.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи