Подписанием такого документа, как накладная, грузовладелец или грузополучатель подтверждают заключение договора перевозки. Накладная по форме № 1-Т – это документ, который используется при учете движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Вступил в силу новый способ оформления накладной. В новой форме были добавлены примечания о перевозчике и форме собственности транспортного средства, а также информация о заказчике перевозки.
Если договором перевозки не предусмотрены иные условия, собственник груза или его грузоотправитель подтверждает заключение этого договора выдачей товарно-транспортной накладной. При организации доставки ТМЦ покупателем самостоятельно товарно-транспортная накладная может не оформляться (письмо Минфина от двадцать второго декабря 2011 № 03-03-10/123). Документ выдается в трех экземплярах. Они необходимы:
- перевозчику,
- грузоотправителю
- и грузополучателю.
Новые накладные могут быть оформлены на одну или несколько отправок, перевозимых транспортным средством. Грузоотправитель и перевозчик или их уполномоченные лица ставят свои подписи на каждом экземпляре документа. ТТН играет роль основного бухгалтерского документа для целей бухгалтерского и налогового учета. Бумага призвана подтвердить расходы, понесенные по договору перевозки. При этом стоимость должна быть указана в документе. В противном случае, удостоверяется только факт перевозки (письмо ФНС от десятого августа 2018 № АС-4-15/15570).
Накладная: образец 2024 года
Накладная по образцу 1-Т используется при учете движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Госкомстат утвердил этот документ двадцать восьмого ноября 1997 года приказом № 78. Форма состоит из заголовка и двух разделов:
- Товарный раздел. Он содержит информацию об отношениях между отправителем и получателем. Детали позволяют грузоотправителю произвести списание, а грузополучателю оприходовать товары и материалы.
- Транспортный раздел. Предназначен для указания сведений о взаимоотношениях отправителя, заказчика перевозки с юридическими лицами, владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозку. Детали раздела необходимы для учета стоимости доставки.
Форма накладной потребуется грузоотправителю при аннулировании, а грузополучателю при отгрузке ТМЦ, перевозимых автомобильным транспортом.
Для перевозчика бланк служит подтверждением факта оказания транспортных услуг. Согласно накладной, водителям выплачивается заработная плата.
Заполнение ТТН
Заполнение формы ТТН начинается с заголовка. В поле «Плательщик» введите информацию о грузополучателе (покупателе). Поле «Клиент (плательщик)» заполняется данными лица, заказавшего транспорт. В разделе товаров в поле «Плательщик» введите реквизиты покупателя, получателя товара.
В разделе транспорта в поле «Клиент (плательщик)» нужно указать данные клиента транспорта. Это может быть как отправитель груза, так и его получатель. Например, когда продавец товара оплачивает транспортные услуги по договору поставки, его данные вносятся в графу. Когда покупатель — его данные.
Форма ТТН заполняется сотрудником грузоотправителя. Его подписывают:
- сотрудник, ответственный за отгрузку;
- сотрудник, осуществивший отгрузку;
- главный бухгалтер.
Также на бланке ставится печать юридического лица. Со стороны перевозчика документ подписывается работником, принявшим ТМЦ к перевозке. Количество копий зависит от типа загрузки.
4 экземпляра, если грузы товарного характера:
- первый предназначен для отправителя груза;
- второй — грузополучателю для отправки груза;
- третий и четвертый — перевозчику (один экземпляр прикрепляется к транспортной накладной и направляется заказчику транспортного средства, второй используется как приложение к путевому листу).
В третьем и четвертом экземплярах грузополучателя ставит свою подпись работник, непосредственно принявший ТМЦ. На бланке также ставят печать организации — получателя.
Для некоммерческого товара выдается три экземпляра:
- первый и второй — для перевозчика;
- третий для отправителя.
ТТН или транспортная накладная
ТТН можно не оформлять, если имеется ТН. Единая форма № 1-Т не является обязательной. Также вопрос о том, какую форму использовать, решает менеджер. Форма может быть составлена самостоятельно и утверждена приказом учетной политики. При этом форма должна содержать все необходимые данные, установленные для первичной документации.