Налоговая ревизия призвана контролировать правильность и своевременность начисления налогов, и их уплаты плательщиками. Основой для этого является отчетность по налогам. Сотрудники инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) вправе осуществлять ревизии в порядке, установленном налоговым кодексом (НК) РФ и Законом о налоговых органах РФ № 943-1 от 21.03.1991. В данной статье мы рассмотрим виды налоговых проверок и налогового контроля.
Виды налоговых проверок
В таблице ниже представлены существующие виды налогового контроля организации по различным классификационным признакам.
Классификационный признак | Виды проверок |
По месту проведения и объему проверяемых бумаг | — камеральные;
— выездные. |
По методу проведения | — сплошные;
— выборочные. |
По объему | — комплексные;
— выборочные; — целевые. |
По целям проведения | — обычные;
— контрольные. |
По способу организации | — плановые;
— внеплановые. |
К основным видам ревизий относятся выездные и камеральные. Порядок их проведения регулируют ст. 88, 89, 89.1 НК. С начала 2012 г. в НК РФ появился еще один вид ревизии — проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Она имеет цель — усилить контроль правильности начисления и уплаты налогов в условиях трансфертного ценообразования. В связи с этим подробным разделением исследование и структурирование видов ревизий особенно актуально.
Пример #1. Разбор ситуации с налоговой проверкой
Инспекторы приехали с проверкой в ОАО «Ласка». Директору они передали экземпляр решения о ее проведении. В нем было написано: «проверка правильности начисления, удержания и уплаты НДФЛ». Ревизоры проведут выборочную проверку, т. е. расчета одного конкретного налога.
Если, например, в решении сказано: «проверка соблюдения законодательных норм РФ по налогам и сборам», то ревизия будет комплексной. Налоговиков будут интересовать все налоги, которые компания начисляет.
→ 2 вида налоговых проверок деятельности ИП,
→ как проходит налоговая проверка ООО на УСН, ЕНВД и в первые 3 года.
Камеральная проверка и ее особенности
Помимо НК, порядок осуществления этого вида контроля определяет Регламент проведения камералок, оформления и реализации их результатов, утвержденный Приказом МНС РФ № БГ-4-06/24 дсп от 21.08.2003. Согласно данному документу проведение камеральные проверки делится на несколько этапов, в ходе которых проверяют:
- Полноту представления налоговых отчетов в соответствии с законодательством;
- Правильность заполнения бумаг;
- Арифметический расчет указанных показателей;
- Своевременность представления деклараций;
- Обоснованность применения льгот и процентных ставок;
- Правильность расчета налоговой базы.
Данная ревизия проводится на основании деклараций, представленных налогоплательщиком в инспекцию.
Камеральная проверка может проводиться за период более чем 3-й давности, если налогоплательщик представит уточненку за этот промежуток времени.
Этот вид контроля имеет ряд особенностей:
- Проводится без распоряжения руководителя (заместителя) ИФНС;
- Ревизия проходит на территории налоговой;
- Длительность проверки не превышает 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета);
- Не может приостанавливаться и продлеваться;
- Мероприятие охватывает один конкретный налог;
- Проверяются все декларации без исключения;
- Инспектор не имеет права требовать от плательщика документы, кроме случаев, указанных в ст. 88 НК.
Задача камеральной проверки — выявить ошибки в цифрах расчета и в его заполнении, несвоевременность отражения операций и уплаты налогов. При выявлении ошибок, контролер доначислит налог, и выставит штраф и пени.
Налогоплательщик может представить налоговикам пояснения по поводу обнаруженных неточностей, а также дополнительные бумаги, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности цифр.
Характеристика выездной проверки
Цель выездной проверки — выявить нарушения в расчете и перечислении налогов и привлечь к ответственности. При этом виде ревизии налоговики смотрят первичные бухгалтерские документы и отчетность, внутренние распоряжения, договора, акты выполненных работ и другие бумаги. Работники ИФНС вправе обследовать помещения организации, произвести экспертизу документов и их выемку.
Если налоговики изымают оригиналы документов, то в течение 5 дней они обязаны вернуть их копии проверяемому субъекту.
Особенности выездной ревизии:
- Назначается решением руководства ИФНС;
- Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
- Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
- Длительность составляет 2 месяца;
- Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
- Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
- У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.
Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.
Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:
- Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
- Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
- Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
- Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.
При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. За счет этого выездная ревизия значительно результативнее иных мероприятий налогового контроля.
Выездные проверки отнимают у налоговиков много сил и времени. Они проводят их «наверняка», т. е. при наличии оснований на то, что налогоплательщик не уплатил налоги в полном объеме (см. → как проходит выездная налоговая проверка ИП). Часто причиной для организации выездной ревизии является результат камеральной проверки.
Проверка взаимозависимых лиц
Этот вид контроля регламентируется гл. 14.5 НК. Такие сделки делятся 2 вида: контролируемые и неконтролируемые. О первых организация должна информировать ИФНС самостоятельно. Правильность образования цен по таким сделкам налоговики выясняют с помощью специальных проверок.
От цены зависит налогооблагаемая база, а, соответственно, правильность начисления и уплаты налогов в бюджет. Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.
Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются:
- Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
- Извещение налоговой о незаявленных сделках;
- Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.
Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления).
Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью (ст. 105.17 НК РФ).
Сравнительный анализ видов проверок
Проанализировать основные виды налогового контроля в РФ поможет таблица.
Критерий | Камеральная | Выездная | Сделки взаимозависимых лиц |
Разрешение на проведение | Не нужно | Руководитель (заместитель) ИФНС | |
Дата начала | День сдачи декларации | По решению ИФНС | |
Место проведения | ИФНС | Территория налогоплательщика | ИФНС |
Срок проверки | 3 мес. | 2 мес. | 6 мес. |
Продление срока | Не продлевается | До 4-6 мес. | До 12 мес. |
Проверяемый период | Период, за который подан отчет | Не более 3 лет, предшествующих году ревизии | |
Проверяемые налоги | Указан в декларации | Закреплены в решении | НДФЛ, НДС, налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых |
Охват | Все сдаваемые в ИФНС декларации | Назначается выборочно | |
Право ИФНС истребовать документы | Не имеет права (кроме исключений) | Вправе | Не имеет права |
Выездная ревизия ориентирована на выявление тех нарушений НК, которые не всегда можно обнаружить при камералке. При этом более углубленно изучаются документы и применяются дополнительные мероприятия.
При камералке ошибки в отчетности выявляют оперативно и сразу реагируют на них. Благодаря этому для налогоплательщиков последствия от допущенных нарушений НК менее серьезны.
Анализ итогов ревизий
По итогам контрольных мероприятий ИФНС может применить к налогоплательщику налоговую или административную ответственность. Иногда для возбуждения уголовного дела материалы проверки передают в УВД.
Критерий | Камеральная | Выездная | Сделки взаимозависимых лиц |
Дата окончания | Не установлена | Составление справки о ревизии | |
Срок давности привлечения к ответственности | 3 года, предшествующие году проверки | ||
Оформление акта | При выявлении нарушений | Обязательно, независимо от результата | При выявлении нарушений |
Сроки выдачи акта | 10 дней после окончания ревизии | 2 мес. со дня составления справки |
Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК. После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию.
В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке.
Целесообразность контрольной проверки
Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки. Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня.
Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком.
Пример #2. Типовая ситуация по судебному разбирательству по налоговой проверке
Региональная налоговая приняла решение повторно проверить ООО «Сельхозмашина». Цель ревизии контролеры огласили так: «необходимость контроля правильности начисления и уплаты налогов организациями, выпускающими сельскохозяйственную технику».
Руководитель предприятия с решением не согласился и подал иск в суд.
Суд встал на защиту ООО, т. к. контрольная ревизия не может заменять выездную. При контрольном мероприятии проверять должны не организацию, а работу ИФНС (Постановление ФАС № А05-1415/01-104/13).
Ответы на актуальные вопросы по налоговым проверкам
Вопрос №1. Вправе ли ИФНС в ходе выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность образования цен по неконтролируемым сделкам, но совершенным между взаимозависимыми лицами?
Может.
Вопрос №2. Вправе ли ИФНС оштрафовать фирму за непредставление документов для камеральной проверки, если организация подала их копии на черновиках?
Нет, не вправе. На практике такой подход может привести к разногласиям. Компания должна представить копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью.
Вопрос №3. Как определить, какая выездная ревизия ожидает организацию: обычная или совместная?
Это зависит от состава проверяющих, который обязательно указан в решении. Если в перечне, кроме работников ИФНС, присутствуют и сотрудники полиции, значит, проверка совместная.
Вопрос №4. Может ли ИФНС провести повторную камералку?
Нет, не может. НК не содержит понятие «повторная камеральная проверка». Одну и ту же отчетность дважды проверять ИФНС не может. Но она вправе дважды провести ревизию одного и того же периода в рамках отдельных камеральных проверок. Такая ситуация возможна при сдаче организацией уточненки.
Вопрос №5. Вправе ли налоговая выдать организации копию справки о прохождении выездной проверки?
Да, вправе. В п. 15 ст. 89 НК не определено, в какой форме (копия или оригинал) справка должна выдаваться компании. Судебные решения на практике подтверждают правомерность данного вывода.
Из анализа видов налоговых проверок видно, что все они имеют характерные особенности и различия. Однако они преследуют одну цель — проконтролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов, соответствие деятельности налогоплательщиков нормам НК РФ. При выявлении ошибок ревизия способствует возврату государству не дополученных от налогов средств.