Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете коммерческим организациям разрешено использовать типовые формы первичной отчетности, на основании которых отражаются те или иные хозяйственные операции, а также им разрешено использование самостоятельно, разработанных форм первичной документации.
Бюджетные учреждения выбора применения форм первичной документации лишены. Бухгалтерия государственных и муниципальных учреждений и другие организации, деятельность которых, напрямую связана с бюджетом РФ или бюджетом местного уровня обязаны использовать бланки строгой отчётности, разработанные регламентом Минфина России.
Таким образом, приказом Министерства Финансов РФ за №52 от 30.03.2015г. разработаны формы строгой отчетности для бюджетной сферы.
Для документального оформления выбытия материальных ценностей приказом Минфина установлены две формы:
- Форма №0504210 «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения»;
- Форма №0504230 «Акт о списании материальных запасов».
Читайте также статью: → Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.
В каких случаях применяется форма 0504210, а в каких 0504230
Применение указанных форм напрямую зависит от операций и видов материальных ценностей:
√ Форма отчётности 0504210 «ведомость» применяется, если списываются материальные ценности в момент использования и выдача таких материалов произведена для хозяйственных, научных и учебных нужд, т.е. данная форма по сути является накладной-требования;
√ Форма отчётности 0504230 «акт» применяется тогда, когда происходит поэтапное (не единовременное) списание материальных ценностей, к таким МЦ можно отнести основные средства. То есть данное списание осуществляется под контролем и в соответствии с нормами законодательства.
Состав и порядок заполнения «ведомости» выдачи товарно-материальных ценностей
«Ведомость» – это первичный отчетный документ, на основании данного документа осуществляется бухгалтерский учет по списанию материальных ценностей в бюджетном учреждении.
Ведомость состоит их двух страниц.
На первой (титульной) странице указываются следующие сведения:
√ Наименование учреждения;
√Наименование структурного подразделения, в котором непосредственно осуществляется передача товарно-материальных ценностей;
√ Фамилия Имя Отчество материально-ответственного лица;
Первая страница подлежит утверждению руководителем, для этого в правом верхнем углу предусмотрено поле для подписи, с указанием даты. Без подписи руководителя учреждения данная форма отчетности будет признана недействительной.
ВАЖНО! Непосредственно руководитель утверждает каждую ведомость, составленную в данном учреждении.
В небольшой таблице, на первой странице «Принято к учету», указывается проводка («Д-К») по бухгалтерскому учету на выбытие материальных ценностей, в соответствии с планом счетов для бюджетных учреждений (Приказ №162н).
√Внизу первой странице обязательно указывается следующая информация:
-
- подпись, с расшифровкой главного бухгалтера;
- должность, подпись, с расшифровкой лица, которым фактически произведена выдача ТМЦ;
- должность, подпись лица – исполнителя, с расшифровкой, которое формирует данную форму.
На второй странице указываются следующие сведения:
Вторая страница считается информативной и представлена в виде таблице, в которой указывается следующее:
- наименование материальных ценностей, которые выданы;
- код учета выдаваемых материальных ценностей;
- единицы измерения материальных ценностей;
- Фамилия, инициалы получателя материальных ценностей по ведомости и место для расписки;
- количество выданных материальных ценностей в единицах измерения, которые были в заявке;
- стоимость по учету, т.е. цена приобретения материальных ценностей.
Внизу таблицы второй странице, подводятся калькуляционные итоги по количеству и стоимости материальных ценностей, выданных по ведомости.
Обращаем внимание! В случае заполнена ведомости в электронном виде пустые сроки нужно удалить, в случае заполнения ручным способом в пустых строках обязательно ставится прочерк.
Далее, подписанная всеми соответствующими лицами ведомость, передается в бухгалтерию, на основании которой в бухгалтерском учете будет отражена информация о движении материальных ценностей учреждения.
Ведомость или акт
Списание материальных ценностей в бюджетных учреждениях может также быть оформлено – актом, который считается альтернативным документом. Для того, чтобы применить форму 0504230 акта для списания материальных ценностей должно быть принято соответствующее решение специальной комиссии.
Принцип заполнения акта аналогичен форме ведомости по списанию ТМЦ. В форме акта в отличии от ведомости присутствует заключение комиссии и соответственно акт подписывают члены комиссии и ее председатель, а не руководитель учреждения. Но в нем в соответствии со спецификой документа, дополнительно приводится заключение комиссии,
Каждое учреждение самостоятельно утверждает список случаев, когда будет использоваться акт или ведомость для списания ТМЦ, и данная информация находит отражение в учетной политике учреждения.
Читайте также статью: → Дефектная ведомость на списание основных средств — образец.
Нюансы при учете, влияющие на формирование ведомости
Оборот материальных ценностей в учреждениях бюджетной сферы является основным вопросом, т.е. необходима правильность и правомерность учета и списания материальных ценностей.
- Процедура списания товарно-материальных ценностей по ведомости и списание по акту различная. В случае применения акта для списания ТМЦ необходимо решение (заключение) специальной комиссии, равно так же, как и решение комиссии о закупке данных товаров. Для того, чтобы не собирать комиссию по каждому товару, который планируется учреждением списать или закупить (например, дырокол и т.д.) в бюджетном учете обычно устанавливается определенная классификация закупаемых и расходуемых материальных ценностей. Все материальные ценности, которые необходимы учреждению, делятся на отдельные группы учета. Данный учет оформляется соответствующим документом (ведомость ил акт). Группа классификации закрепляется в учетной политике учреждения.
- Следующим нюансом считается – это определение стоимости материальных ценностей. Существует два варианта — это по цене за единицу товара, либо по средней стоимости товара (п. 108 инструкция, утвержденной приказом Минфина №157н от 01.120.2010г.). Учреждение само выбирает один из способов и соответственно все отражает в учетной политике для правильности заполнения ведомости и итогов списания ТМЦ.
ВАЖНО! Выбранный способ списания материальных ценностей и закрепленный в учетной политике ни в коем случае не меняется в течение отчетного периода.
- Третьим нюансом при списании и оприходовании материальных ценностей является аспект присвоения обозначения и кодировки товара. При формировании номенклатурного справочника (например, программные продукты для компьютера) бухгалтеру надобно выбрать оптимальный вариант наименования.
Например, если приобретается бумага для принтера. В бухгалтерском учете, если наименование поставить «бумага», которая приобретается по разной цене и у разных производителей, а выдача этой бумаги производится то пачкам, то по листам — наступает время каламбура в бухгалтерии. В случае если в учете заводить каждую покупку партии бумаги по производителю или по поставщику, то также быстро наступит путаница в учете.
В примере ниже предлагается альтернативный вариант в «разбивке» на этапы:
- наименование материальной ценности — «бумага для принтера»;
- характеристика и формат — «пачка» (т. е. и закупается, и расходуется бумага пачками);
- закупочная цена — 158 руб. за «пачку».
Так называемый, «альтернативный вариант» по учету товарно-материальных ценностей закрепляется в учетной политике учреждения, для избежание спорных моментов с проверяющими органами вышестоящих структур.
В заключении
«Ведомость» по списанию материальных ценностей по форме 0504210 действует с 2015 года. Алгоритм заполнения данной формы простой и не представляет никакой сложности, лишь в том случае если правильно ведется учет этих материальных ценностей. В учетной политике учреждения прописаны и закреплены все нюансы (аспекты) учета.