Удержание НДФЛ с компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

Автор статьи

Виктория Ананьина

9 минут на чтение
1 818 просмотров
Содержание Содержание

Как правило, компенсации выплачиваются сотрудникам. В этом контексте компенсации представляю собой денежные выплаты отработанному наемным сотрудникам от работодателя, которыми он компенсирует ущерб, причиненный работнику (работникам) в ходе выполнения им (ими) своих должностных обязанностей. Кроме того, они включают некоторые привилегии, которые предусмотрены для стимулирования наемного работника.

        Виды компенсаций

         Выделяют два вида компенсаций, в зависимости от характера и порядка их применения:

  1. Компенсации, которые предусмотрены ТК РФ, так называемые, обязательные.
  2. Компенсации, которые на добровольной основе устанавливаются между работодателем и наемным работником, так называемые, добровольные.

         Например, один из самых распространенных видов обязательных компенсаций может быть компенсация сотруднику за отпуск, который он не использовал.

        Какие правовые основы регламентируют порядок и возможность получения компенсации за отпуск, которым не воспользовался  сотрудник

         Заключение трудового договора гарантирует всем работникам право на отпуск, который оплачивается работодателем (п.5 ст. 37 Конституции РФ). При заключении с работодателями других видов договоров (подряда, оказания услуг) оплачиваемый отпуск не гарантируется со стороны работодателя.

         По действующему закону работодатели не имеют право не предоставлять отпуска своим сотрудникам на протяжении более 2-х лет. Тем не менее, в жизни часто встречаются ситуации, когда сотрудник в течение нескольких лет не  использовал право на очередной отпуск. Если данный сотрудник впоследствии увольняется, то ему следует выплатить в связи с этим денежную компенсацию.

        Какие существуют варианты получения компенсации в денежной форме за неиспользованный отпуск у сотрудника предприятия

         Компенсация в форме денежных выплат за отпуск, которым в соответствующем календарном году не воспользовался сотрудник, можно получить не только при увольнении сотрудника, но также и без увольнения. Если работник не увольняется с предприятия, но при этом имеет неиспользованный отпуск за предыдущие годы работы, то компенсация в денежной форме за неиспользованные дни своего отпуска может быть выплачена на основании письменного заявления сотрудника, но только за то количество дней, которое больше 28 календарных дней, гарантированных в соответствии с ТК РФ (ст. 126 ТК РФ).

        За какие виды отпуска наемный работник имеет право получить денежную компенсацию

         В ситуации, когда работник увольняется, за ним закреплено право получения компенсацию не только за основной отпуск, которым он не воспользовался, но также и за дополнительные дни отпуска, если они не были использованы сотрудником (ст. 127 ТК РФ).

        Как рассчитать размер компенсации в денежной форме за отпуск, которым не воспользовался наемный сотрудник  при увольнении

         Для расчета размера компенсации в денежной форме за невостребованный отпуск используют два основных показателя: число полных календарных дней отпуска, которые не использовались работником и величина среднедневного заработка сотрудника.

         Средняя величина размера оплаты труда в день рассчитывается за последний год (12 месяцев) работы наемного работника. Для этого берут общую сумму оплаты труда за 12 месяцев и делят ее на эти 12 месяцев, а затем делим на среднее, законодательно установленное,  количество дней в месяце.

         Далее необходимо рассчитать количество дней отпуска, которые заменяем денежной выплатой . Для этого следует помнить, что за полностью отработанный календарный год работнику следует компенсировать полностью очередной отпуск, обычно его продолжительность составляет по ТК РФ 28 дней (ст. 115 ТК РФ). Если год отработан не полностью, то число отпускных дней, за которые предусмотрена сотруднику компенсация, рассчитывается прямо пропорционально времени, которое отработал увольняющийся.

Формула, которую следует использовать для определения количества отпускных дней, которыми не воспользовался сотрудником к моменту расторжения трудового договора

         Количество отпускных дней, которые не использовал сотрудник = количество календарных дней очередного отпуска за год/12х количество месяцев фактической работы – количество дней отдыха (отпускных), которыми воспользовался сотрудник (если таковые были).

         Особенности, которые следует учитывать при расчете дней невостребованного сотрудником отпуска, за которые ему должна быть выплачена компенсация (п. 35 Правил, утвержденных НКТ СССР от 30.04.1930г. № 169):

         — месяц в расчете учитывается как полный, если сотрудником было отработано половина месяца и больше половины месяца;

         — месяц не входит в расчет, если сотрудником было отработано меньше, чем  половина этого месяца.

         Следовательно, при увольнении в текущем 2024 году компенсация не будет выплачиваться за невостребованный отпуск, если увольняющийся работник отработал меньше одной половины календарного месяца или если на момент увольнения работник все свои отпуска отгулял.

         Как результат вычислений по указанной формуле может быть получено дробное число. В такой ситуации результат вычислений округляется в пользу сотрудника, т.е. в большую сторону (Письмо Минздарсоцразвития РФ от 07.12.2005г. № 4334-17).

        Надо ли при выплате в денежной форме компенсации за невостребованные сотрудником дни отпуска при его увольнении облагать НДФЛ данный вид дохода

         Денежные суммы, выплачиваемые работникам при увольнении в качестве компенсации в денежной форме за невостребованный отпуск, не являются исключением как объект обложения их НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ).

         Важно! Компенсация в виде денежных средств за дни неиспользованного отпуска при увольнении сотрудника облагается НДФЛ!

         Денежные компенсации за неиспользованный отпуск облагаются НДФЛ не только в случае увольнения, но и при выплате компенсации по заявлению работника за дополнительные дни отпуска при продолжении его трудовой деятельности на предприятии.

        В какие сроки должен быть удержан и перечислен в бюджет НДФЛ с суммы выплаты компенсации за неиспользованный отпуск  при увольнении

         Общий порядок

         НДФЛ удерживается непосредственно в момент выплаты компенсации в денежной форме в установленные сроки, уплатить же его необходимо:

         — не позже дня получения в банке фактического дохода работником;

         — не позже дня, когда был перечислен фактический доход со счетов работодателя в банке на счет работника;

         — не позже следующего дня, после выплаты компенсации в денежной форме  (пп.1 п.1 ст. 223 п. 4 ст. 226 НК РФ).

        Особенности порядка перечисления НДФЛ при выплате денежных средств при увольнении работника из кассы предприятия

         ФНС рассмотрела отдельно случай о правилах и сроках перечисления НДФЛ, который был исчислен и удержан работодателем с денежных сумм, выплаченных сотруднику при увольнении, если эти выплаты осуществлялись средствами из кассы предприятия (организации, фирмы (Письмо Министерства финансов РФ от 21.02.2013г. № 03-04-06/4831).

         В случае, когда денежные выплаты при увольнении работника осуществляются из средств, которые находятся в кассе предприятии, НДФЛ работодатель обязан перечислить не позже следующего дня, в который работник получил фактический доход.

         В том случае, если трудовые отношения были прекращены до окончания трудового месяца, то датой получения фактического дохода работником следует считать его последний день работы на предприятии, за который ему начислялся доход (п.2 ст. 223 НК РФ).

        Существуют ли исключения в порядке обложения НДФЛ компенсаций в денежной форме за невостребованный отпуск

         Компенсации в денежной форме за невостребованный работником отпуск, выплачиваемые не самому работнику, а членам его семьи в связи со смертью  работника, не облагаются НДФЛ, так как рассматриваются как суммы наследования (Письмо Министерства финансов РФ от 10.06.2015г. № 03-04-05/33652).

        Порядок расчета НДФЛ с компенсации в денежной форме за невостребованный отпуск в случае увольнения работника

         Начисление НДФЛ с денежных сумм компенсации за неиспользованный работником отпуск при его увольнении производится по общим правилам:

1) ставка для граждан РФ составляет 13,0%;

2) ставка для нерезидентов составляет 30,0% (п. 3 ст. 217 НК РФ).

         Пример расчета:

         Сотруднику Степанову С.П. положена компенсация при увольнении в размере 24900,0 руб. Работодатель производит с указанной суммы начисление НДФЛ следующим образом:

1) 24900,0 х 13,0 % = 3237,0 руб.

2) Степанов С.П. получит на руки 24900,0 руб.- 3237,0 руб. = 21663,0 руб.

3) Перечислить и уплатить в бюджет необходимо сумму НДФЛ равную 3237,0 руб.

         Важно! Нельзя путать выплаты по отпускам и выплаты за компенсацию за неиспользованный отпуск. Это влияет на сроки перечисления НДФЛ .

         Приведем несколько примеров расчета НДФЛ в зависимости от дня, на который приходится день увольнения

Дата увольнения Срок выполнения расчета сумм НДФЛ и удержания Срок уплаты НДФЛ
Компенсация выплачена в день увольнения сотрудника  (понедельник) 25.03.2024 25.03.2024 25.03.2024 или

26.03.2024

Компенсация выплачена в день увольнения сотрудника (перед праздничным днем) 07.03.2024 07.03.2024 07.03.2024 или

11.03.2024

Компенсация выплачена по истечении 2-х дней после даты увольнения работника 11.03.2024 15.03.2024 15.03.2024

Где скачать чистый бланк этого заявления?

На сайте ФНС: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/forms/form_uveduslfl.pdf

Проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности

Возможные изменения в законодательстве в отношении критериев проведения обязательного аудита

            В настоящее время в Государственной думе изучается законопроект, в котором рассматривается повышение размеров показателей, являющихся основанием для проведения обязательного аудита предприятий.

            Первоначальный текст документа предполагает повышение граничных лимитов финансовых показателей, что даст возможность малым предприятиям выйти из категории, требующей проведения обязательного аудита.

Предполагаемая динамика роста величины лимитирующих показателей

Наименование показателя Год
2024 2024 2024
1. Объем дохода, млн. руб. 400,0 600,0 800,0
2. Сумма активов, млн.руб. 60,0 200,0 400,0
3. Численность занятых, чел. более 100

            По мнению депутатов, принятие законопроекта с поправками в отношении повышения величины критериев для проведения обязательного аудита позволит на законном основании малым предприятиям не проводит данную процедуру и направить высвободившиеся средства на свое развитие.

Какие изменения произошли при проведении обязательного аудита в 2024 году

            До 2024г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.

            Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.

Штрафные санкции

Обязательный аудит на то и обязательный, что невыполнение данного требования может повлечь за собой массу штрафов, оснований для этого есть несколько:

  1. Компания не представила аудиторское заключение в Росстат за положенный срок. В таком случае должностное лицо будет оштрафовано на сумму 300-500 рублей. С юридического лица могут взыскать 3-5 тысяч рублей штрафа. Дополнительно могут оштрафовать за то, что бухгалтерская отчётность была представлена не полностью.
  2. Акционерное общество не опубликовало аудиторское заключение на официальном сайте в установленные сроки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей и дисквалифицировать на 1-2 года. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
  3. Компания не внесла информацию о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юр. лиц (или внесла, но несвоевременно). За просрочку или невнесение данных сведений полагается штраф в размере 5-50 тысяч рублей.
  4. Компания нарушила сроки хранения аудиторского заключения. То есть при проведении выездной налоговой проверки фирма не смогла показать аудиторские заключения за последние 5 лет. В таком случае может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Что ещё может измениться в ближайшее время

Сейчас в Государственной думе на рассмотрении находится законопроект №273179-7. Его уже приняли в первом чтении, но пока что дальше дело не зашло. Если проект будет принят, то среди прочих изменений повысятся лимиты, по которым ООО попадают под требования обязательного аудита.

Исходный текст документа предполагает, что критерии обязательного аудита будут изменяться с такой динамикой:

Показатель Год
2024 2024 2024
Выручка 400 млн. руб. 600 млн. руб. 800 млн. руб.
Валюта баланса 60 млн. руб. 200 млн. руб. 400 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

Очевидно, что в 2024 году законопроект ещё не принят, и продолжают действовать критерии 2024 года. Однако в будущем изменения могут вступить в законную силу. Вот как депутаты описывают необходимость повышения критериев:

«…в законопроекте предлагается сузить круг лиц, которые должны проходить обязательный аудит. У нас по действующему законодательству малые предприятия должны проходить аудит, хотя им практически никогда этот аудит не нужен, для них это только лишние затраты; они платят деньги зачастую только за формальную подготовку аудиторского заключения, реально там никакого аудита и не проводится. В законопроекте предлагается увеличить объём выручки компаний, которые должны проходить обязательный аудит, — более 800 миллионов рублей (сейчас — 400 миллионов рублей), и объём активов также предлагается увеличить — больше 400 миллионов рублей (сейчас обязательный аудит проводится в организациях, активы которых составляют по балансу 60 миллионов рублей), ну и численность занятых на предприятиях должна превышать 100 человек. То есть малые предприятия фактически выводятся из-под обязательного аудита: они не будут нести ненужные в принципе для них издержки».

Анатолий Геннадьевич Аксаков, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия».

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи