Как и для любого другого бизнеса, для ателье по пошиву или по ремонту одежды необходим учет всего происходящего: заказов клиентов, материалов и оборудования, доходов и расходов, арендной платы и многого другого. Попробуем пошагово разобрать учет в ателье,основные элементы, а также все, что связано с ним.
Можно ли открыть ателье без кассы
По закону ККТ (контрольно-кассовая техника) обязательно используется на территории России при исполнении наличных или безналичных (банковские карты) денежных расчетов. Это касается:
- продажи товаров;
- оказания услуг;
- выполнения работ.
На наличие или отсутствие кассового аппарата влияет налоговый режим, которым использует предприниматель:
ЕНВД | ОСНО | УСН |
ИП может работать без кассы – достаточно выдать квитанцию об оплате | ККТ необходима | ККТ необходима |
Исключения из закона составляют:
- Нахождение в труднодоступных районах, где применение ККТ физически невозможно.
- Печатная продукция в соответствующих ларьках.
- Одноразовые и многоразовые проездные в коллективном транспорте.
- Рыночная, ярмарочная розничная реализация.
- Распространение «лотереи».
- Реализация акций, облигаций.
- Торговля в сельской местности мед. препаратами в фельдшерских пунктах.
- Мелкая торговля с тележек, лотков.
- Торговля с развалов бахчевых.
- Мороженое и безалкогольные напитки в специализированных киосках.
- Торговля из цистерн.
- Прием стеклотары и остального утиля.
Читайте также статью: → «Деятельность малых предприятий: льготы, налогообложение, бухгалтерский учет»
Бухгалтерский учет, проводки заказа в ателье
По закону «О бухгалтерском учете»: граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. При отражении любого договора с заказчиком в книге бухучета, нужно обратить внимание на отдельные моменты, связанные с этим бизнесом:
- ткани, декор, фурнитуру и прочее включают в «Материалы» (счет 10);
- перечисленное может быть включено в «Товары» (счет 41), если оно не включено в состав работ, а лишь продано отдельно клиенту;
- если ателье произвело самостоятельно фурнитуру, декор или кружева, то они учитываются в «Готовой продукции» (счет 43);
- если материалы предоставил заказчик, то необходимо их отразить как «Материалы, принятые на обработку» (003);
- на все выполненные работы, пошив или ремонт, организация должна начислить НДС – 18%.
Важно! Согласно письму Минфина от 3 ноября 2006 г. № 03-11-05/245 предприниматели, которые используют ЕНВД, освобождаются от ведения книги учета расходов и доходов. Однако не лишним будет вести ее для себя.
Учет расходов на материалы и их проводка
Этот пункт удобнее представить таблицей:
Швейное оборудование:
швейные машины;
раскроечные машины;
оверлоки. |
Относятся к основным средствам, если первоначальная стоимость не превышает 20 000 руб. и подлежат учету по подпункту 1.1. ст.346.16 НК РФ.
В эту стоимость также входят издержки на доставку и подготовку к функционированию, что, естественно, ее повышает.
Транспортные услуги и установка оборудования ценой не выше 20 000 руб. относятся к материальным расходам. Учитываются они уже после введения оборудования в работу. |
Инструменты:
лекала;
сантиметровые ленты;
манекены;
ножницы. |
В силу того, что стоимость инструментов ниже 20 000 руб., то уместно их списать в материальные расходы. Они подлежат учету также после введения в эксплуатацию. |
Материалы, купленные ателье:
ткани;
нитки;
фурнитура;
декор. |
В п.п.1.1. ст.254 НК РФ подробно расписаны все суммы, которые могут быть потрачены на покупку материалов и сырья. Их цена, в отличие от иных расходов, списывается сразу после покупки. |
Для проводки используются следующие счета:
- 10, 10.10 – материалы, транспортные издержки;
- 19 – НДС на приобретенные товары;
- 25 – расходы общего производства;
- 26 – расходы основного хозяйства;
- 60, 60.01 – расчеты с поставщиками;
- 68 – налоги и сборы.
Учет заработной платы работников
Многие владельцы ателье придерживаются в плане расчета дохода швеи советские цифры – 37% от суммы заказа. Сложнее, но правильнее проделывать расчет сдельной зарплаты с нормировщиком. Он наблюдает, сколько операций швея выполняет за одну рабочую смену. К примеру, 10. Затем берется месячная оплата труда работника – 30 000 руб., делится на количество рабочих смен (25) за этот месяц:
- 30 000 : 25 = 1 200.
- 1200 : 10 = 120.
Получается, что одна операция швеи составляет 120 руб. Учет труда и зарплаты имеет такие ключевые моменты:
- у каждого работника должен быть табельный номер и лицевой счет;
- рабочее время учитывается в табелях рабочего времени, а оплата труда – в расчетно-платежной ведомости;
- при сдельной оплате труда зарплата зависит от количества изготовленных изделий.
Проводка в книге бухучета выглядит так.
- начисление зарплаты: Дт 20, 25, 26 («Основное производство», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы») Кт 70;
- удержание НДФЛ: Дт 70 Кт 68;
- выплата зарплаты: Дт 70 Кт 50 или 51 (через кассу или через р/с в банке).
Учет арендных платежей и их проводка
Арендная плата состоит из двух частей: константной (руб./кв. м.) и переменной (коммунальные платежи, клининг, охрана). В последний рабочий день месяца плата за аренду включается в раздел расходов производства по следующей схеме: Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 60. Сама оплата – Дт 60 Кт 51. НДС – Дт 19 Кт 60. Вычет НДС – Дт 68 Кт 19.
Налогообложение: ЕНВД, ОСНО или УСН
Изначально ОСНО разрабатывалась для крупных производств. УСН – для малых и средних компаний, а ЕНВД для розничной продажи, мелких услуг, общепита. Преимущества, недостатки и особенности единого налога на вмененную стоимость, общей системы налогообложения и упрощенного налогового режима в таблице:
ЕНВД | ОСНО | УСН | |
Ключевые особенности | Размер налога зависит от деятельности, количества работников.
|
Движимое имущество и недвижимость облагается налогом < 2,2%;
Разница между доходами и затратами облагается ставкой в 20%;
18% НДС на реализованную продукцию. |
Можно выбрать один из двух режимов:
6% – налог на доходы;
5–15% – налог на доходы с вычтенной стоимостью расходов. |
Плюсы | Перейти на него с присваемого при регистрации по умолчанию (ОСН) можно с любого числа;
Платится один налог вместо трех;
Отчисление налога в бюджет – один раз в 4 месяца;
Отчетность – раз в год. |
Крупным фирмам рентабельнее работать с крупными поставщиками, также уплачивающими НДС | Оплачивается один налог вместо трех;
Перечисление налога в бюджет – единожды в 4 месяца;
Сдача отчетности – раз в год |
Минусы | Режим нельзя выбрать:
Фирмам с филиалами;
При пае участия других компании более 25%;
При количестве работников более 100 человек;
При остатке основного капитала > 100 млн. руб. |
Строгие требования налоговой службы к отчетности по НДС;
Сложный расчет налогов;
Бремя налогообложения тяжелее, чем при иных режимах. |
Режим нельзя выбрать:
Фирмам с представительствами;
При доле других компании более 25%;
При количестве работников более 100 человек;
При остатке основного бюджета > 100 млн. руб. |
Важно! ЕНВД рассчитывается по следующей схеме: (Базовая доходность) х (количество работников) х (коэффициент региона на занятие данной деятельностью) х (единый показатель для РФ) х 15%.
Пример: 8 000 тыс. руб. х 4 работника х 1,891 (коэффициент для 2017 года) х 0,7 (примерный показатель) х 15% = 6 353, 76 руб. – ЕНВД за текущий месяц. Читайте также статью: → «Начисление ЕНВД в 2024: проводки, примеры»
Бухгалтерская отчетность и ее сроки
Сроки и перечень документов для отчетности разных режимов различны. Рассмотрим каждый из них по очереди.
ЕНВД
Бухгалтеру необходимо подготовить для отчетности:
- декларацию по ЕНВД;
- стандартные отчеты, кроме деклараций по НДС, налогу на прибыль и имущество (их перечень и график подробно ниже расписаны в разделе про ОСН).
График предоставления декларации по ЕНВД в 2017 году:
до 20.01 | IV кв. 2016 |
до 20.04 | I кв. |
до 20.07 | II кв. |
до 20.10 | III кв. |
Аванс – до 25 числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
ОСНО
Должен быть в наличии следующий список документов:
- Декларации по прибыли, имуществу, транспорту, НДС, земле.
- Отчеты по отправлениям во внебюджетные фонды.
- Расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию.
- Документ о численности работников.
- Документ, подтверждающий основную деятельность.
- Формы РСВ-1 ПФР, 4-ФСС.
- Отчет о доходах физических лиц.
- СЗВ-М.
- Бухгалтерская отчетность.
Сроки в 2017 году:
Бухгалтер. Отчетность | До конца марта |
6-НДФЛ | До 3.04 за 2016;
До 2.05 за I кв.; До 31.07 за I полугодие; До 31.10 за 9 месяцев года |
Земельная, транспортная декларация | За 2016 до 1.02 |
Имущественная декларация | За 2016 до 30.03 |
Налоговые расчеты по имуществу | До 2.05 за I кв.;
До 31.07 за I полугодие; До 31.10 за 9 месяцев года |
СЗВ-М | До 15 числа следующего за расчетным месяцем |
Страховые взносы | До 2.05 за I кв.;
До 31.07 за I полугодие; До 31.10 за 9 месяцев года |
РСВ-1 ПФР | За 2016 до 15.02 |
Подтверждение основной деятельности | За 2016 до 15.04 |
4-ФСС | За 2016 до 25.01 |
Среднесписочное число сотрудников | За 2016 до 20.01 |
Налог на прибыль | До 28.03 за 2016;
До 28.04 за I кв.; До 28.07 за I полугодие; До 30.10 за 9 месяцев года |
Декларация по НДС | До 25.01 за 2016;
До 25.04 за I кв.; До 25.07 за I полугодие; До 25.10 за 9 месяцев года |
Важно! Сдавать 2-НДФЛ за 2016 нужно до конца апреля 2017 года.
УСН
Для «упрощенцев» потребуются:
- Данные страховых взносов.
- Документ о среднесписочной численности.
- Отчеты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
- Бухгалтерская отчетность.
График подачи этих документов такой же, как у ОСН.
Важно! Перейти на УСН можно лишь с начала календарного года.
Популярные приложения для бухгалтерского учета
Сравнительная характеристика распространенных бухгалтерских программ:
1С: Бухгалтерия | ИНФО-бухгалтер | БЭСТ | Парус-бухгалтерия | |
Плюсы | Одно из самых функциональных приложений: учет операций, НДС, хозяйства, зарплата кадровый, налоговый учет;
Доступная цена. |
Простота и логичность интерфейса;
Качественная тех. поддержка;
Быстродействие даже на бюджетных компьютерах;
Самая низкая стоимость. |
Полная автоматизация деятельности фирмы;
Внедрение системы заказов с элементами менеджмента;
Работа в сетевом и локальном режиме. |
Легко настраивается под специфику любого предприятия;
Формирование полной картины финансовой деятельности;
Подготовка разнообразных видов отчетности. |
Минусы | Отсутствие демо-версии;
Сложность работы с интерфейсом;
Невозможность работы с графическими данными. |
Трудность настройки для деятельности конкретной компании;
Шаблонность. |
Закрытая система – может быть изменена только разработчиками, подстраивающими ее под конкретное предприятие, что еще и недешевый процесс. | Высокая стоимость. |
Выбор программы зависит не только от специфики компании, но и от того лица, которое будет с ней работать. Читайте также статью: → «Материальная помощь сотруднику: бухгалтерский учет, налоги, страховые взносы»
Инвентаризация в ателье
Составление бухгалтерской отчетности – обязательный случай для проведения ревизии. Для учета товара и контроля над персоналом на складах инвентаризация проводится ежемесячно. Ревизия проходит следующим образом:
Шаги | Мероприятия | Документация |
Подготовка, формирование комиссии | Издание приказа о событии;
Создание комиссии (обычно это владелец ателье и бухгалтер или владелец в одном лице) |
ИНВ-22 |
Собственно ревизия, фиксирование ее результатов | В описи заполняется графа «Фактическое наличие» результатом измерения, пересчета имущества | ИНВ-3 |
Сверка результатов по факту и по учету | Составление ведомости, где сравниваются фактические результаты и документальные;
При необходимости составляются бумаги, поясняющие расхождения |
ИНВ-5
|
Отражение итогов инвентаризации в учете | Издание руководителем приказа об утверждении результатов ревизии, который служит основанием для внесения соответствующих данных в книги бухучета | ИНВ-26
Приказ об утверждении результатов |
Учет в ателье по пошиву и ремонту одежды: частые вопросы
Вопрос №1: Какой налоговый режим должен быть у меня, если я планирую работать в своем ателье без кассового аппарата?
Это возможно только при ЕНВД.
Вопрос №2: Обязательно ли изменять ОСН на какое-либо другое налогообложение для владельца ателье?
Все зависит от того, какой вид налогообложения выгоден и удобен для вас. Для небольшого ателье более приемлем УСН или ЕНВД.
Вопрос №3: Я – владелец швейной мастерской и по совместительству ее главбух. Какой налоговый режим подойдет для меня, если у меня мало свободного времени и имеются только начальные навыки работы с бухгалтерией?
Вам будет удобна Упрощенная система налогообложения. Перейти на нее вы можете только с начала следующего года.
Вопрос №4: Какая программа для ведения бухучета подойдет для небольшого ремонтного ателье?
Попробуйте ИНФО-бухгалтер или 1С: Бухгалтерия – эффективные программы при невысокой стоимости.