Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, которые необходимо исполнить в соответствующем финансовом году. Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.
Что представляют собой бюджетные обязательства
Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.
Учреждение, которое получает бюджетные средства, принимает различные обязательства в пределах установленного лимита.
Наряду с бюджетными обязательствами учреждение может иметь и денежные обязательства – это те обязательства, которые предполагают перечисление учреждением бюджетных средств в пользу управомоченной стороны или по трудовому договору, или по гражданско-правовому договору.
Важно!!! Когда возникает бюджетное обязательство, то вслед за ним появляется и денежное обязательство. Только денежное обязательство не нужно нигде отражать.
Виды обязательств в бюджетных учреждениях
В состав обязательств бюджетных учреждений входят такие обязательства как:
- Обязательства в виде заемных средств, то есть долговые обязательства;
- Обязательства перед работниками бюджетных учреждений – выплата заработной платы, отпуск и т.д.
- Обязательства перед бюджетов – оплата налогов и сборов;
- Обязательства перед покупателями и подрядчиками;
- Другие обязательства, которые возникают в процессе деятельности бюджетной организации.
В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетного учреждения учитываются на соответствующих аналитических счетах 030000000 «Обязательства».
Читайте также статью ⇒ Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2006).
Этапы санкционирования расходов бюджета
Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:
Этапы санкционирования | Действия на каждом этапе |
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства | Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства |
Подтверждение денежных обязательств | ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства |
Санкционировать оплату денежных обязательств | Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств |
Подтверждение исполнения денежных обязательств | Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход |
Учет бюджетных обязательств
Бюджетные обязательства учитываются на основании документов, которые подтверждают их принятие. Согласно перечню в финансовой политики, которая принимается на предприятии отражаются и бюджетные и денежные обязательства. При этом необходимо ссылаться на требования уполномоченных инстанций по санкционированию условий оплаты, согласно закона, договора или другого нормативного акта. Эти все требования зафиксированы в п.318 Инструкции 157н. Для отражения бюджетных средств на покрытия бюджетных обязательств сформированы специальные статья и в соответствии с ними проводиться данный учет.
В соответствии с Инструкцией 157н имеются аналитические счета, на которых отражаются бюджетные обязательства, такие как:
Аналитический счет | Наименование счета |
1 501 11 000 | Доведенные лимиты бюджетных обязательств на текущий год |
1 501 14 000 | Переданы объемы расходных статей на текущий год |
1 501 15 000 | Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего года |
1 503 14 000 | Полученные ассигнования данного периода |
Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ — 3 000 000,00 руб.:
- Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 — отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
- Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 — приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
- Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 — учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).
Важно!!! Если не отражать показатели по принятым обязательствам на счетах санкционирования расходов, то в этом случае искажается бюджетная отчетность, что ведет к недостоверной информации.
Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.
Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств
Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.
Например, сумма согласно договора одна, а по факту она меньше, тогда составляется дополнительное соглашение на корректировку «красного сторно» на соответствующую сумму.
Если в обратном направлении, то есть сумма по факту больше чем по договору, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.
Этот вариант подходит только тогда, когда предприятие еще не исчерпало свой лимит бюджетных обязательств. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.
Важно!!! изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Ответственность за принятые бюджетные обязательства
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
Читайте также статью ⇒ Как правильно вести раздельный учет ОСНО и ЕНВД.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Что представляют собой бюджетные обязательства в бюджетном учреждении?
Ответ: Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.
Вопрос №3 Кто должен санкционировать бюджетные расходы? Ответ: Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств. Вопрос №4 что делать, если при выполнение обязательств по договору, сумма обязательств изменилась в большую сторону? Ответ: Если сумма обязательств по договору увеличилась, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.