Все предприниматели сталкиваются с необходимостью осуществления безналичных платежей. Для того, чтобы выполнить безналичный расчёт необходимо заполнить определённый документ – платёжное поручение. В данной статье мы рассмотрим срок действия платежного поручения и его особенности.
Что такое платёжное поручение?
Платёжное поручение – это установленной формы документ, регламентирующий указание держателя счёта произвести безналичные перечисления в пользу получателя денежных средств. Указание направлено банку, в котором обслуживается счёт плательщика. Перевод денежных средств осуществляется с депозитного счёта. Если на счёте по каким-либо причинам отсутствует необходимая денежная сумма, но в договоре между банком и плательщиком предусмотрен овердрафт, то перевод будет осуществлён. Данный документ должен быть составлен и передан банку к исполнению в электронном или бумажном виде.
Платёжными поручениями могут оперировать и физические лица без открытия счёта в банке. При этом распоряжение банку от физического лица может быть составлено в форме заявления, в котором обязательно необходимо указать следующие сведения:
- реквизиты плательщика;
- реквизиты получателя денежных средств;
- реквизиты банков плательщика и получателя;
- сумма денежных средств;
- цель или назначение платежа;
- иные сведения, установленные банком.
На основании распоряжения сотрудник банка формирует платёжное поручение. При составлении распоряжения банку в электронном виде очень важно правильно указать плательщика, получателя перевода, сумму, цель платежа. Читайте также статью: → «Оформляем платежное поручение по-новому»
Операции, производимые платёжными поручениями
Посредством платежных поручений могут осуществляться следующие операции:
- перевод денежных средств контрагентам за предоставленные услуги, товар, произведённые работы (в том числе оплата коммунальных услуг);
- перечисления в различного рода фонды как бюджетные, так и внебюджетные;
- перечисления денежных средств с целью частичной или полной оплаты кредита или займа, пополнения вклада;
- другие платежи, предусмотренные законодательством.
Любая из этих операций обязательно должна быть отражена в графе «Назначение платежа». Если платёж выполняется в соответствие со счётом, договором, то выходные данные этих документов (номер, дата) так же фиксируются в соответствующих разделах платёжного поручения.
Заполнение платёжного поручения
Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н.
Этап заполнения | Пояснение |
Номер платёжного поручения, дата | Указывается порядковый номер документа, дата в формате ДД.ММ.ГГГГ |
Вида платежа | «Срочно» — в этом случае перевод денежных средств будет осуществлён средствами срочного перевода.
Если вид платежа останется незаполненным, то такое распоряжение относится к разряду несрочных с использованием соответствующих средств перевода. |
Статус | Необходимо указывать лишь при совершении перевода в пользу бюджета. Коды статуса размещены в указанном ранее Приказе №107-Н. |
Сумма | Сумму указывать прописью с заглавной буквы, при этом слова «рублей» и «копеек» прописывать полностью, но количество копеек прописать цифрами.
Цифровое обозначение суммы: · между рублями и копейками ставится “-“; · если сумма круглая (без копеек), то в конце ставится знак «=». Например: семнадцать тысяч сто пятьдесят рублей 17 копеек (17150-17) |
Плательщик | · ИНН
· КПП · Название организации или ФИО · Реквизиты банка: счёт плательщика, наименование, БИК, кор.счёт |
Получатель | См. Плательщик, но заносятся данные Получателя |
Вид операции | Платёжка всегда под шифром 01 |
Очерёдность платежа | Как правило, 5 очередь (налоговые отчисления, страховые взносы, перевод платежей контрагентам) |
Код | В случае текущих платежей в графе ставится 0. Если платёж совершается в соответствии с УИП, то вписывается его код, указанный в документе, на основании которого формируется платёжное поручение. |
Назначение платежа | Указывается № договора, счёта и т.п.
Если платёж налоговый, то заполняются ячейки, расположенные над ячейкой «Назначение платежа» в следующем порядке: КБК; ОКТМО; двузначный код основания платежа; налоговый период (квартал, полугодие, год или просто указывается дата уплаты налога): МС.03.2017, КВ.01.2017, ГД.00.2017, 20.03.2017; № документа, на основании которого производится платёж (в случае налоговых платежей ставится 0); дата составления документа, на основании которого производится платёж (в случае налогового платежа указывается дата подписания декларации); тип платежа не заполнять. |
Например:
ООО «АБВ» производит отчисление НДФЛ за март 2017 г. в сумме 16145 рублей.
При формировании платёжного поручения следует обратить внимание:
- Статус – 02 (налоговый агент)
- КБК 18210102010011000110
- Двузначный код основания платежа – ТП (текущий период)
- Налоговый период МС.03.2017
Срок действия платежного поручения
Согласно платёжному поручению банк обязан выполнить перевод денежных средств получателю в установленные законодательством сроки, но при условии, что иные сроки не прописаны в договоре, заключенном между банком и держателем счёта.
В соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утверждённым Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П платёжное поручение действительно в течение 10 дней со дня, следующего за днём составления поручения. Именно в этот период платёжное поручение должно быть передано в банк для его выполнения. Необходимо понимать, что речь идёт о календарных днях, включающих в себя выходные, праздничные дни. В случае, если срок действия истекает — можно пойти двумя путями:
- изменить дату поручения;
- сформировать новую платёжку.
Понятно, что в случае формирования нового платёжного поручения в хронологии появится необработанная платёжка, но эта ситуация не влечёт за собой каких-либо карательных мер и легко объясняется истечением срока действия документа. Читайте также статью: → «Платежное поручение: форма 0401060, скачать бланк»
Инструкция ЦБ 2-П
До 2012 года все операции, связанные с безналичным расчётом, в Российской Федерации регламентировались Положением Центрального Банка РФ №2-П от 03.10.2002 «Положение о безналичных расчётах в Российской Федерации». Со дня выхода ряда документов, а именно Положения №383-П О правилах осуществления перевода денежных средств от 19.06.2012, Положения о платёжной системе Банка России №384-П от 29 июня 2016 г. Положение №2-П постепенно утрачивало свою значимость. 21 июля 2012 г. Положение № 2-П окончательно упразднено.
Срок исполнения банком
В случае несоответствия платёжного поручения требованиям, предъявляем к данного рода документу, о которых говорилось ранее, банк вправе запросить уточняющую информацию. Причём уточнение запрашивается сразу же после получения платёжного поручения. Если на запрос плательщик не реагирует и не предоставляет необходимую информацию, то банк возвращает поручение плательщику для приведения документа в соответствие требованиям. Но в случае оговоренных в договоре между банком и держателем счёта особых условий – банк может сохранить платёжное поручение у себя в определённом реестре до выяснения обстоятельств и получения уточняющей информации.
В соответствии с законодательством кредитная организация, обязана выполнить поручение не позднее следующего операционного дня после получения платёжного документа, если иной срок не предусмотрен федеральным законом, договором между банком и держателем счёта или, непосредственно, самим платёжным поручением (ст.38 Закона РФ №395-1 от 02.12.1990).
Об исполнении поручения банк обязан проинформировать плательщика по первому его требованию. Причём банк обязан это выполнить даже в случае незачисления денежных средств на счёт получателя. В случае ненадлежащего исполнения поручения кредитная организация несёт ответственность в соответствии с ГК РФ. Если обнаружилось неправомерное удержание банком денежных средств плательщика – в этом случае банк обязан уплатить проценты в соответствии с ГК РФ. Читайте также статью: → «Организация зарплатного проекта на предприятии»
3 типовые ошибки в платежных поручениях
При формировании платёжного поручения нередко встречаются ошибки, которые могут иметь некоторые последствия. В данной статье рассмотрим наиболее распространённые ошибки:
Ошибка | Что делать? |
Неверно указано назначение платежа | Особенно важно на это обращать внимание при налоговых отчислениях. Если реквизиты указаны верно, то последствий быть не должно, но всё же рекомендуется произвести сверку, чтобы окончательно убедиться в том, что перевод дошёл до своего адресата. |
Ошибка в указании суммы | В случае, если сумма перечислений (в частности налоговых) превышает необходимую, то в данном случае возможно несколько вариантов:
· осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств; · учитывать в виде переплаты в счёт будущих отчислений. В случае, если сумма платежа оказалась меньше необходимой – в таком случае уплата налога не учитывается. Необходимо в обязательном порядке перевести недостающую сумму. |
Указан неверный код КБК | Платёж в данном случае попадёт в разряд «невыясненные платежи». Опять же в случае с уплатой налога – такой платёж не будет учтён. Предпринимателю необходимо будет написать заявление в налоговые органы с обязательным приложением бумажной копии платёжного поручения. |
Рубрика: «Вопросы и ответы»
- Бухгалтер составил платёжное поручение и отправил его в электронном виде в банк для исполнения, но вечером этого же дня поручение вернулось с пометкой о недостатке денежных средств на расчётном счёте. Законно ли это?
Ответ: Согласно ст.864 Гражданского Кодекса РФ осуществление перевода в соответствии с платёжным поручением возможно при наличии денежных средств на счёте плательщика, если нет оговорок в договоре, заключённом между кредитной организацией и держателем счёта.
- Бухгалтер ООО «АБВ» отправил платёжное поручение на уплату НДФЛ в банк 13 марта 2017 года. По неизвестным бухгалтеру причинам на 26 марта 2017 года поручение не выполнено. Каким образом решать проблемы с ИФНС?
Ответ: В налоговые органы необходимо предоставить заявление с копией платёжного поручения. Банк, в свою очередь, будет нести ответственность в соответствие со ст. 866 Гражданского кодекса РФ.
- Я начинающий предприниматель на УСН. Для авансового налогового платежа достаточно платёжного поручения или нужно составлять ещё какой-то отчёт?
Ответ: Для уплаты налога никакого отчёта составлять не нужно. Необходимо сформировать платёжное поручение и предоставить его в банк, учитывая все правила и сроки.
- Если на УСН сдаётся нулевая декларация – нужно ли формировать платёжное поручение?
Ответ: Платёжное поручение обязательно отражает сумму, которую банк должен перечислить получателю. Нулевая платёжка никакой обработке не подлежит, а, соответственно, и формировать её нет необходимости.