Водители относятся к особой категории работников. Они должны соблюдать и правила дорожного движения, и нормы внутреннего трудового распорядка компании. У трудовой инспекции водители – любимая категория проверяемых работников. Ни одна проверка предприятия не обходится без вопроса: «А водители у вас есть?». Как показывает практика, наибольшее количество штрафов образуется по этой категории сотрудников. Поэтому очень важно следить за изменениями в законодательстве, чтобы не давать повода проверяющим.
Для водителей, участвующих в перевозке пассажиров и грузов, с нового года вводятся новые правила рабочего времени (Приказ № 424 Минтранса). Водители колесных транспортных средств руководствуются в своей деятельности Положением о рабочем времени и времени отдыха. В этот документ и были внесены изменения, которые вступили в силу с нового года.
Важно! Обновленные требования по режиму труда и отдыха касаются не только водителей, нанятых на работу, но и индивидуальных предпринимателей, использующих личный автомобиль в рабочих целях. Также требования распространяются на водителей-вахтовиков.
Если водитель на предприятии перемещается по закрытой территории и не выезжает на дороги общего пользования, то на него новые требования не действуют. Также под исключение попадают водители служебных легковых автомобилей государственных органов и ведомственной охраны; водители военных автомобилей, пожарного и аварийно-спасательного транспорта; участники международных перевозок.
Что считается рабочим временем
В понятие рабочего времени профессионального водителя входит не только процесс вождения, но также специально предусмотренные перерывы и те периоды, когда водитель не находится за рулем. В это время водитель может подготавливать транспорт к поездке и осматривать его после ее завершения; ремонтировать транспортное средство самостоятельно; простаивать не по своей вине или ожидать погрузку груза, посадку пассажиров; тратить время на прохождение медосмотра перед выездом в рейс.
Перестал считаться рабочим временем тот промежуток, когда водитель охраняет груз или транспортное средство, а также время, когда водитель экипажа отдыхает и не занят управлением транспортным средством.
Сколько длится рабочая смена
По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.
Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.
При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.
Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.
Важно! Когда смена у водителя длится больше восьми часов, и ее нужно делить на части, то водитель обязан до перерыва отработать пять часов. Все оставшееся время допускается делить на части. Стоит помнить, что перерыв в течение одной смены не может быть больше трех часов для водителей городского и пригородного транспорта, и пяти часов – для всех остальных водителей.
Сколько водитель может работать без отдыха
Водители такси, работающие на легковых автомобилях, должны иметь нормированный рабочий день. Это время может составлять девять, максимум десять часов (только два раза в неделю). Как упоминалось выше, двенадцатичасовая смена может быть разрешена в случае если нужно добраться до места отдыха или завершить маршрут.
Важно! В неделю водитель должен быть за рулем транспортного средства не более 56-ти часов. При этом ответственное лицо должно следить за тем, чтобы за две недели рабочее время не превысило 90 часов.
Перерывы, предусмотренные правилами
Перерывы в течение рабочего дня могут быть разными:
- для питания и отдыха
- специальные перерывы
Когда водитель отработает четыре часа своей смены, он получает право на обеденный перерыв. Его продолжительность может быть от тридцати минут до двух часов. Если рабочая смена превышает по своей продолжительности восемь часов, то водитель может иметь два перерыва. Но в сумме они будут составлять не дольше двух часов.
Например, водитель, доставляющий грузы на автомобиле между городами находится в пути одиннадцать часов. За этот промежуток времени он имеет право два раза сделать остановку, чтобы принять пищу и немного отдохнуть. Первые четыре часа поездки он не делает остановок. После этого наступает перерыв на обед и длится не менее тридцати минут. Если потребуется, перерыв может быть дольше – до полутора часов. Это получается исходя из того, что общее время отдыха не превышает двух часов. Но поскольку работник находится за рулем одиннадцать часов, то ему положены два перерыва, и каждый должен быть не менее получаса. Поэтому водитель должен сам разделить два часа отдыха на два раза как ему удобно.
Специальный перерыв дает возможность восстановить силы водителю, работающему в регулярных городских перевозках. Длительность перерыва составляет сорок пять минут. Отдых предоставляется каждые четыре с половиной часа. Если перерыв на обед и специальный перерыв совпадают, то дополнительный отдых не предусмотрен. В свою очередь, специальный перерыв можно делить на два периода: пятнадцать минут и тридцать минут. Менее десяти минут специальный перерыв длиться не может.
Нормы отдыха
Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.
При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.
Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.
Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.
Штрафы для не соблюдающих режим
Такие строгие меры по ограничению рабочего времени и наличию отдыха у водителя приняты вынуждено. Человек, переработавший на такой ответственной должности, рискует получить травму из-за снижения остроты внимания к концу рабочей смены. Некоторые водители в погоне за заработком абсолютно перестают полноценно отдыхать. Как результат получают травмы, которых можно было избежать.
На предприятии контроль соблюдения режима у водителей ведет ответственное лицо. Такой сотрудник обязан контролировать табели рабочего времени, сверять показания тахографа, выдавать и принимать путевые листы. Важно, чтобы актуальная информация была зафиксирована в локальных актах компании. Это может быть инструктаж по охране труда, программа стажировки или знакомство с рабочим местом. Все нюансы должны быть указаны в коллективном договоре, особенно если речь идет о ненормируемом рабочем дне с суммарным учетом рабочего времени.
Контролеры из трудовой инспекции могут обнаружить нарушения в трудовом распорядке водителей. В этом случае должностное лицо может быть оштрафовано на сумму 7-10 тысяч рублей. Если такую ошибку допустит индивидуальный предприниматель, то штраф составит 15-25 тысяч рублей. Организация, не следящая за нормативами работы своих водителей, может быть оштрафована на сумму 20-50 тысяч рублей. Если водителя остановит инспектор ГИБДД и обнаружит переработку, то штраф может составить 1,5-2 тысячи рублей (ст. 11.23 КоАП).
Специалисты по охране труда на предприятии не устанавливают режим работы водителей, но имеют право контролировать условия труда на предмет безопасности. Ответственное лицо за выпуск рабочего на маршрут должно делать тщательную проверку того, сколько водитель работает и сколько он отдыхает. От этого напрямую зависит его благополучная работа в компании. Во многих случаях травматизма на рабочем месте можно было бы избежать, если бы водитель не садился за руль уставшим.
Работать водителем колесного транспорта – это ответственное занятие, поскольку такой человек отвечает не только за свою жизнь, но и окружающих, других участников дорожного движения. Многих ситуаций могло бы и не быть на дороге, если бы каждый водитель добросовестно придерживался режима труда и отдыха.