Реконструкция или ремонт: учитываем затраты на обновление основных средств

Автор статьи

Ольга Лазарева

2 минуты на чтение
2 535 просмотров
Содержание Содержание

Реконструкция или ремонт? Такой вопрос рано или поздно задаёт каждый бухгалтер, столкнувшийся с учётом основных средств, так как неправильная классификация этих хозяйственных операций может привести к существенному искажению показателей отчётности, что влечет за собой неправильный расчет налога на прибыль. Поэтому так важно отличать понятия «ремонт основных средств» и «реконструкция основных средств» организации, ведь затраты на ремонт  признаются в текущем налоговом периоде в полном объёме фактических расходов, а издержки на реконструкцию и модернизацию основных средств увеличивают стоимость объекта и включаются в расходы через амортизацию ОС.

В статье разберемся, как происходит бухгалтерский учет ремонта основных средств и их реконструкции, а также приведем проводки, которые необходимо отразить при проведении этих операций.

Чем отличается ремонт от реконструкции основных средств?

Итак, реконструкция основных средств — это преобразование существующих объектов в целях усовершенствования производственной технологии и повышения технических показателей оборудования, производимое по проекту реконструкции ОС.

По поводу  ремонта основных средств в Налоговом кодексе на сегодняшний день  не существует четкой позиции. В связи с такой неопределённостью между налоговыми органами и организациями возникает множество судебных тяжб, которые пытаются разрешить арбитражные суды.

Для бухгалтерского учета отличие ремонта от реконструкции заключается в том, что расходы на ремонт не увеличивают балансовую стоимость объектов учета, а также не изменяют параметров начисления амортизации. Модернизация обуславливает увеличение балансовой стоимости, изменяет срок полезного действия и производительную мощность.

Новые поводы для судебных разбирательств

Различное толкование терминов «ремонт» и «реконструкция» — это обычная ситуация, влекущая за собой многочисленные судебные разбирательства. Проанализировав арбитражную практику, можно сделать вывод о том, что работы, которые не повлекли за собой достройку или дооборудование, нельзя отнести на увеличение стоимости основных фондов, их необходимо списать, как к прочие расходы.

Например, ФАС Северо-Западного округа разбирался, к какому типу работ отнести разбор стен и перегородок, а также ремонт напольного покрытия и установка потолков. Такие работы были признаны ремонтом, а не реконструкцией, так как не произошло переустройства существующего объекта ОС, а работы не затронули его технико-экономические показатели.

Документы для оформления ремонта ОС

Ремонт ОС может проводиться как собственными средствами, так и с привлечением сторонней организации.  В качестве документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов могут быть:

  1. Приказ руководителя организации на проведение ремонта.
    В приказе обязательно указываем исполнителей такого ремонта, а именно будет ли ремонт производиться собственными силами или же он будет выполнен сторонней организацией, утверждаем комиссию по организации ремонта и ответственных лиц, а также сроки  ремонта и  способы обеспечения безопасности при его проведении.
  2. Дефектная ведомость. Регламентированной формы дефектной ведомости на сегодняшний день не существует, она составляется по форме принятой в организации, однако в такой ведомости обязательно необходимо указать основное средство с идентифицирующим номером и причину ремонта.
  3. Если ремонт будет произведен подрядным способом, то обязательно наличие договора подряда и сметы.

Ремонт основных средств: проводки

В бухгалтерском учете будут выполнены следующие операции:

  • Д20 (23, 25, 26, 44) К60/1 – затраты на ремонт отнесены на себестоимость;
  • Д19/3 К60/1 – учтен  НДС, относящийся к стоимости выполненных работ;
  • Д60/1 К51 – произведена оплата поставщику за выполненные работы;
  • Д68 К19/3 –  принят к вычету «входной» НДС.

Выполняя ремонт хозяйственным способом, не забудьте также о смете и документальном отображении плана и графика предстоящего ремонта.
В бухгалтерском учете сделаем следующие операции:

  • Д23 К10 —  списаны необходимые материалы;
  • Д23 К70 – начислена оплата труда работникам, выполнившим ремонт;
  • Д23 К69 —  начислены страховые взносы работникам, выполнившим ремонт;
  • Д20 К23 – затраты отнесены на издержки производства.

Модернизация и реконструкция ОС: проводки

Объекты ОС могут быть модернизированы и реконструированы. В бухгалтерском учете будут отображены следующие хозяйственные операции:

  • Д08/3 К60/1 — отражены  затраты на ремонт;
  • Д19/3 К60/1 – отражен «входной» НДС;
  • Д68./2 К19/3 — принят к вычету «входной» НДС;
  • Д60/1 К51 –произведена оплата поставщику-исполнителю  реконструкции;
  • Д01/1 К08/3 —  увеличена стоимость ОС.

Ремонт и реконструкция малоценных основных средств

Имущество, стоимость которого меньше 40 000 рублей  для налогового учета не является основным средством, нуждающимся в начислении амортизации. Именно поэтому все затраты на ремонт, модернизацию или реконструкцию такого имущества в полном объёме учитываем в составе расходов, непосредственно связаных с производством и реализацией.

Видео-урок «Модернизация основных средств в 1С Бухгалтерия»

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи