Основные подходы к управлению

Автор статьи

Екатерина Иванова

3 минуты на чтение
194 просмотров
Содержание Содержание

За 140 лет эволюции менеджмента как науки были выработаны основные взгляды на менеджмент. По-другому данные взгляды можно назвать научными подходами. Каждый из этих подходов по-разному формулирует основную задачу управления и по-разному решает эту задачу, стараясь сделать это наилучшим образом.

Административный подход

При его выборе фиксируются все элементы системы менеджмента, такие как функционал, обязанности и т.д. Для этого подхода характерно прописывать все в нормативных документах, в локальных актах. Идея заключается в том, что, если идеально представить на бумаге, как должно происходить управление, а затем всех заставить соблюдать эти правила, то управление и в жизни будет таким же оптимальным.

Это можно сравнить с часовым механизмом, когда тщательно разрабатывается чертеж, все в точности продумывается, а затем часы будут настолько совершенны, насколько каждую деталь можно выполнить в соответствии с тем, что представлено на чертеже. Так же и здесь, прописывается устав, должностные инструкции, взаимодействия между должностями, а затем всех людей, попадающих в организацию, заставляют выполнять эти должностные инструкции.

Воспроизводственный подход

Он говорит о том, что ориентироваться нужно на оптимальное удовлетворение запросов рынка, исходя из экономических показателей деятельности с наименьшими затратами, достигая необходимых показателей прибыли, рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Не важно, прописано это в нормативных документах, или нет, ведь если что-то хорошо с хозяйственной точки зрения, значит, это правильно в управлении – так говорит воспроизводственный подход.

Динамический подход

При динамическом подходе рассматривается управление в диалектическом развитии, в разрешении противоречий, в причинно-следственных связях, в соподчиненности. Принципы диалектики были применены еще в философии Гегеля и затем развернуты в трудах марксистов и материалистов в три закона диалектики:

  • единство и борьба противоположностей;
  • развитие через отрицание: “тезис – антитезис – синтез”;
  • переход количества в качество.

Действительно, любое явление, в том числе жизнь организации, полно противоречий. Таким образом, организация развивается за счет противоречий между ее возможностями и целями. Кроме того, конфликты в фирме – это естественная часть работы, и разрушая конструктивно эти конфликты, достигается лучшее соответствие между фирмой и внешней средой. Основной посыл динамического подхода найдет применение в современном процессном подходе, который также рассматривает деятельность, протяженную во времени.

Комплексный и интеграционный подходы

Интеграционный подход рассматривает организацию как целое, в котором все взаимосвязано: и уровни менеджмента, и субъекты управления. Элементы системы менеджмента должны находиться во взаимосвязи и завязке.

В комплексном подходе, напротив, организация рассматривается как комплекс вопросов и аспектов. Таким образом, можно отдельно рассматривать экономические, технические, социальные, организационные аспекты деятельности. В итоге, комплексный и интеграционный подход вместе дали основание для существования системного подхода.

Количественный подход

Количественный подход говорит об использовании математики, статистических и инженерных расчетов. Везде применять формулы и вычисления считается правильным для управления с точки зрения количественного подхода. Конечно же, он связан с развитием количественной школы управления, где считается, что оптимальное решение – это то, которое оптимально математически.

Маркетинговый подход

Маркетинг, надо сказать, прошел за 20-й век большой путь. Начинался маркетинг с прикладной деятельности в условиях массового сбыта продукции на рынке производителя, когда производитель диктовал условия. В итоге, маркетинг преобразовался в философию бизнеса уже в условиях глобального рынка и глобальной конкуренции, а также в условиях рынка потребителя. В этом случае человек вынужден для успешности бизнеса выявлять потребности клиентов, учитывать и удовлетворять их.

Сейчас же необходимо еще и формировать потребности клиентов, чтобы продукт или услуга максимально отвечали этим сформированным запросам. Чтобы лучше понять, что такое рынок потребителя и производителя, можно вспомнить цитату Генри Форда, когда на вопрос: “Может быть, стоит делать автомобили не только черного цвета?”, он отвечал : “Вы можете обещать потребителям автомобиль любого цвета, лишь бы этот цвет был чёрным.” Сегодня сложно представить, что какой-нибудь известный предприниматель скажет что-то подобное. Маркетинговый подход как раз о том, чтобы искать клиента и максимально удовлетворять его запросы. Таким образом, маркетинг стал подходом, взглядом, способом мышления о бизнесе.

Нормативный подход

При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении, а затем их придерживаются. Норматив как количественное выражение нормы может касаться разных вопросов. Например, в финансовом менеджменте есть нормальное соотношение заёмного капитала и собственного капитала фирмы. В складской логистике есть нормальный уровень запасов, которые должны на складе находиться. 

Если норматив будет слишком высокий, это отвлечет большую часть оборотных активов на то, чтобы эти деньги в виде каких-то запасов просто лежали на складе. При этом, в данном случае существует гарантия непрерывности производства. И напротив, когда есть небольшой объем запасов, человек будет экономить, но при этом производство может работать с перебоями. Так вот, поиск золотой середины – это и есть определение норматива. Когда запасов становятся меньше, закупается очередная партия. Когда запасов становится больше необходимого, они временно не пополняются. Кроме того, существует еще один норматив в управлении. Он носит название “7 плюс-минус два”. Его суть заключается в том, что на фирме одному начальнику подчиняется от 5 до 9 подчиненных.

Поведенческий подход

Поведенческий или психологический подход говорит о том, что на предприятии нужно создавать условия для самореализации, для раскрытия возможностей людей. Также в более прагматичной плоскости это ориентация на поведенческие особенности и закономерности в поведении людей. Здесь используются достижения поведенческой психологии – бихевиоризма – когда человек представляется как черный ящик. На человека воздействует какие-то стимулы, а в ответ он проявляет определенные реакции. Соответственно, если изучить часть стимулов и реакций, то можно запрограммировать поведение человека и ожидать от него то, что последует с наибольшей вероятностью.

Другие достижения современной психологии, например, когнитивная психология со схемой TOTE (test, operation, test, exit) тоже применяется для того, чтобы сделать поведение клиентов, партнеров по бизнесу, персонала более предсказуемым для управления.

Системный подход

Системный подход предполагает, что организация является системой, состоящей из взаимосвязанных элементов и подсистем. Каждая подсистема вносит свой вклад в функционирование целой системы. Одновременно система является и целым, и комплексом частей. Именно благодаря системному подходу мы можем анализировать всё, что касается границ между отделами фирмы как отдельными подсистемами, а также границ между фирмой и внешней средой. Поэтому любой организационный и структурный анализ всегда будет опираться на системный подход.

Ситуационный подход 

По сути, он говорит о том, что любой метод управления должен быть подходящим по ситуации. То есть, управление происходит не в безвоздушном пространстве, не в вакууме – управление происходит в конкретных обстоятельствах внешней и внутренней среды. Эти конкретные условия и обстоятельства как раз называются “ситуацией”.

Процессный и функциональный подходы

Данные подходы можно рассматривать совместно, чтобы почувствовать разницу между ними. Процессный подход предполагает, что управление – это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций. Функциональный подход формулируется следующим образом: конечная потребность представляется в виде набора функций, которые затем выполняются для её удовлетворения стандартизировано, унифицировано, регулярно и с наименьшими издержками.

Стоит отметить, что и в одном, и в другом случае речь идет о функциях, поэтому можно спутать данные подходы:

  • Дело в том, что в процессном подходе акцент делается на целостный процесс, в котором исполнитель или просто отвечающий за процесс человек контролирует все функции одновременно.
  • В то же время, в функциональном подходе функции могут быть разделены. Здесь человек контролирует все процессы выполнения и сочетаниях между собой таким образом, чтобы удовлетворить запросы клиента. Тут предусмотрена повышенная гибкость и повышение качества. При функциональном подходе из преимуществ имеется только экономичность и стандартизированность. Таким образом, с клиентом происходит больше взаимодействия гибкости, возможности повышать качество изготовления, качество процесса.

Итак, разделённые функции в функциональном подходе и, напротив, функции взаимоувязанные и скоординированные владельцем процесса в процессном подходе различать не стоит. Также здесь стоит упомянуть стандарты ISO: ISO 9000, ISO 14000. Они завязаны именно на процессный подход как на тот, который позволяет совершенствовать и развивать производство и управление.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи