Органы исполнительной власти — Административное право РФ

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
995 просмотров
Содержание Содержание

Кто подразумевается под органами исполнительной власти? За что они отвечают? Чем отличаются от законодательных? Такие вопросы часто появляются у людей, которые только начинают изучать юриспруденцию. Что же, давайте разберемся в том, какие основные понятия существуют и что определяет то, власть является исполнительной или законодательной.

Прежде всего, это госучреждение, которое является достаточно самостоятельным, который может выполнять действия исполнительно-распорядительного характера. В то время, как законодательная власть создает законы, исполнительная должна следить за тем, чтобы они выполнялись. Такой государственный орган всегда действует в пределах определенной территории, в качестве которой может выступать как отдельный регион, так и целая страна. 

Принцип разделения властей

Органы исполнительной власти - Административное право РФВ основе устройства российской системы власти лежит принцип разделения властей. Он подразумевает, что каждая ветвь власти – законодательная, исполнительная и судебная должны быть автономными, и другие не могут на них влиять больше, чем в допустимых пределах. Это позволяет добиться того, чтобы избежать конфликта интересов, когда, например, Президент влияет на Конституционный суд, чтобы он сказал, что неконституционный закон является конституционным.

Или же чтобы не допустить ситуации, когда парламент принимает неконституционный закон, который в дальнейшем вводится в действие. Одним словом, соблюдение принципа разделения властей позволяет добиться того, чтобы действительно в стране действовал закон и порядок, и чтобы страна меньше страдала от неправильных решений одной из ветвей власти.

Сегодня мы поговорим о том, что собой являет исполнительная власть.

Основные признаки

Какие можно выделить признаки государственного органа, которое осуществляет исполнительную власть?

  1. Это госучреждение, которое вместе с другими ветвями имеет монополию на осуществление властных действий. То есть, никто в стране не может иметь большую власть, чем имеющиеся государственные органы. Практика показывает, что двоевластие всегда плохо заканчивается для страны.
  2. Является составляющей частью органов власти, которые осуществляют деятельность на государственном уровне. 
  3. Они отвечают за то, чтобы выполнять те действия, которые надо выполнять на государственном уровне, а также достигать целей, поставленных перед государством. 
  4. Область компетенции соответствует той деятельности, которую выполняет конкретный властный орган. 
  5. Деятельность носит подзаконный характер. То есть, исполнительная власть отвечает за то, чтобы правильно организовать исполнение законов, которые принимаются законодательной ветвью.
  6. Деятельность осуществляется за счет государственных служащих. Они работают в этих учреждениях и обеспечивают их функционирование.
  7. Исполнительная власть всегда имеет предметную специализацию. То есть, ее деятельность имеет всегда определенные рамки, связанные с конкретной деятельностью.
  8. Есть большое количество форм, в которых исполнительная власть осуществляет деятельность. Так, выделяют правотворческую, правоприменительную и договорную формы.
  9. Есть большое количество инструментов, которые гарантируют выполнение властных полномочий на практике.
  10. В ней есть определенная внутренняя организация и структура.
  11. Помимо этого, властные органы имеют административную правосубъектность.
  12. Исполнительная власть всегда ограничивается определенной территорией. 
  13. Исполнительная власть подконтрольна и подотчетна по определенным вопросам представительской власти, а также тем органам, которые стоят выше по иерархии.

Административная правосубъектность органов исполнительной власти появляется тогда, когда обретает юридическую силу соответствующий нормативно-правовой акт. Заканчивается административная субъектность тогда, когда соответствующий орган ликвидируется или объединяется с другим. 

Органы исполнительной власти: классификация

Классификация – это самый разветвленный способ систематизации определенного вопроса, где есть целый набор критериев, по которым и объединяются разные типы органов государственной власти. В целом, это общенаучное понятие, которое не ограничивается только правом. 

Классификация очень важна для того, чтобы понимать, как работает система в целом. Ведь очень важно понимать, как она устроена. Есть несколько разных признаков, по которым производится классификация органов исполнительной власти. Давайте рассмотрим подробнее то, по каким критериям специалисты осуществляют классификацию органов исполнительной власти. 

Федеративное устройство

По этому признаку органы разделяются на:

  1. Федеральные. Сюда относится Правительство Российской Федерации, министерства, службы, агентства, и так далее). Они работают по всей территории. 
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сюда относятся правительства, администрации, а также их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ. Это те учреждения, которые работают на уровне субъектов – самостоятельных единиц, которые являются основным компонентом территориального устройства страны.

Поскольку административно-территориальное устройство РФ считается федеративным, то каждый субъект федерации является относительно самостоятельным. Следовательно, у него есть свои нормы и правила, которые устанавливаются на местном уровне.

По территориальному масштабу

По данному критерию можно выполнить такое разделение:

  1. Федеральные органы исполнительной власти, работающие в масштабе РФ.
  2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые были созданы федеральными органами исполнительной власти для того, чтобы оказывать влияние на местном уровне. 
  3. Органы власти субъектов, работающих в масштабе субъекта РФ. 

По порядку и способу образования

По этому параметру органы исполнительной власти разделяются на создаваемые и избираемые. Первые появляются после определенного распоряжения государственных органов власти. Вторые появляются в процессе волеизъявления граждан.

По порядку разрешения вопросов

Здесь властные органы могут быть единоначальными, где подведомственные вопросы разрешаются одним человеком, который и выполняет функции руководителя органа (министерства, управления, отдела) либо коллегиальными, где решения принимаются несколькими людьми. Типичным примером коллегиального органа является Правительство РФ.

По источнику финансирования

По этому параметру они разделяются на:

  1. Те, которые финансируются из бюджета. 
  2. Те, которые финансируются не только из бюджета, но и в процессе ведения хозяйственной либо коммерческой деятельности.

Таким образом, источники финансирования могут быть абсолютно разными. 

Какое место занимает президент Российской Федерации в области исполнительной власти

Президент Российской Федерации считается главой государства. В его обязанности входит гарантировать соблюдение Конституции, прав и свобод человека. 

Помимо этого, в его задачи входит охрана российского суверенитета, ее независимости, а также государственной целостности. Помимо этого, в его задачу входит обеспечение того, чтобы все органы государственной власти согласованно взаимодействовал между собой.

Давайте более подробно рассмотрим полномочия, которыми наделяется российский президент конституцией это страны:

  1. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Тем не менее, он по закону может это сделать исключительно с согласия Государственной Думы.
  2. Право представительства на заседании Правительства РФ.
  3. Принятие решение об отставке Правительства Российской Федерации. 
  4. Назначение и освобождение представителей российского президента, которые имеют те или иные полномочия.
  5. Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации. 
  6. Назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами либо специальными комиссиями палат Федерального Собрания, дипломатических представителей Российской Федерации в других странах, а также различных учреждениях, которые осуществляют свою деятельность на международном уровне.
  7. Приостановку действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции, а также международным обязательствам Российской Федерации либо нарушения прав и свобод человека и гражданина до того момента, как соответствующий вопрос будет разрешен в судебном порядке. 
  8. Осуществление властных полномочий, связанных с главным законом России (то есть, Конституцией), а также федеральными законами в качестве Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, а также Председателя Совета Безопасности России.

Есть и ряд других функциональных областей, которые следует рассматривать отдельно.

Правительство Российской Федерации

Это высший орган, который управляет всей исполнительной властью. По описанной выше классификации этот орган является коллегиальным и возглавляет всю систему исполнительной власти в РФ. Но формируется он не в процессе выборов, как это происходит с Государственной Думой.

В состав этого государственного органа входит Председатель Правительства (Премьер-министр), его заместители, а также федеральные министры.

В зону ответственности Правительства входит широчайший спектр вопросов, таких как воплощение законов, обеспечение единства экономического пространства, составление прогнозов социально-экономического развития страны, и так далее. 

Выводы

Таким образом, сеть федеральных, муниципальных органов исполнительной власти, а также тех учреждений, которые осуществляют властные полномочия на уровне субъектов, довольно широкая. Тем не менее, если понять логику, по которой она строится, то нет ничего сложного в том, чтобы ее запомнить.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи