Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы

Автор статьи

Екатерина Иванова

3 минуты на чтение
210 просмотров
Содержание Содержание

Государство как сложный публичный институт, объединяющий функциональные и организационные составляющие, обязано обеспечивать все потребности общества. Оно должно постоянно и неуклонно реализовывать функции по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, то есть осуществлять финансовую деятельность.

Термин «публичные финансы» охватывает два вида денег: государственные и местные (городские). В то время, как влияние на экономическое и социальное развитие местных образований оказывается в значительной степени с помощью местных финансов, государственные деньги обеспечивают экономическое и социальное развитие страны. Акцентировано внимание на том, что государственные финансы почти всегда касаются денег. При этом регулировочная функция финансов заключается во вмешательстве государства в процесс производства.

Государству свойственна особая экономическая функция, позволяющая ему самостоятельно определять направления использования общественного продукта, важного для всеобщего развития экономики. Использование этого инструментария является объективной экономической необходимостью общества осуществлять распределение и перераспределение денежных средств, фондов и участвовать в обращении финансов для соблюдения значимых пропорций общественного производства.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Правительство предлагает правила поведения юридическим лицам и гражданам в области денежной деятельности. Участники денежных отношений, урегулированных нормой денежного права, не вправе менять её предписания и условия внедрения.

Функции финансов

Финансово-правовые нормы имеют специфические особенности, поскольку они регулируют финансовые отношения. Финансы выполняют в государстве определенные, свойственные только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Поэтому и нормы права, регулирующие данную сферу публичных отношений, обеспечивают реализацию этих функций. Нормы права выполняют еще одну функцию, – она ​​должна не только регулировать, но и стимулировать действия субъектов финансовой сферы.

Стимулирующую функцию норм целесообразно заложить, в первую очередь, в налоговом законодательстве таким образом, чтобы они:

  • с одной стороны, регулировали перераспределение финансовых ресурсов государства,
  • а с другой – стимулировали развитие национального производства, привлечение инвестиций в национальную экономику, детенизацию доходов.

В этой связи, при формировании финансового законодательства законодатель должен учитывать все указанные функции.

Правовая форма реальных финансовых отношений определяется не только содержанием данных отношений, но и волей государства, устанавливающей для конкретного вида отношений ту или иную форму. Соответственно, воля государства определяется материальными условиями жизни общества, поскольку государство, выбирая форму для данного вида отношений, исходит также из их содержания, используя знания законов их развития для достижения поставленных целей.

Финансовые отношения – это организационные отношения. Организация денежных отношений конкретно относится к функциям страны, которая методом издания нормативно-правовых актов становится организатором и координатором экономической жизни общества в целом. Одной из особенностей финансовых отношений является также их субъектный состав, обусловленный генезисом финансов. В финансовом отношении одним из субъектов всегда выступает государство или уполномоченный им орган государственной власти. Наличие такого субъекта определяет государственно-властный характер этих отношений, устанавливаемый деятельностью государства, концентрирующего финансовые ресурсы, необходимые для осуществления своих функций.

У финансовых отношений всегда есть целостность, системность и формальная определенность, связанная с тем, что финансовые правоотношения регулируют четко определенные связи, которые складываются между субъектами. Финансово-правовые отношения создают сложную и специфическую систему правовых образований, составляющих структуру финансового права. 

Финансовые правоотношения в механизме правового воздействия на государственные финансы выполняют три основные функции:

  • указывают круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие финансово-правовой нормы;
  • закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и расходования фондов средств, которой они должны соблюдаться;
  • являются условием возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений.

Контроль за уплатой налогов

Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение субъектов, а юридическим – субъективные права и юридические обязанности участников, установленные финансово-правовыми нормами. Субъективные права представляют собой меру подобающего финансовому или финансово-кредитному органу поведения для удовлетворения интересов государства. Другой участник наделен мерой разрешенного поведения, обеспеченного его юридическими обязанностями и возможностью применения императива со стороны государства.

В частности, в налоговом правоотношении налоговый орган является носителем субъективных прав и наделен мерой должного поведения — осуществление контроля за уплатой налогов. В свою очередь, налогоплательщик является носителем юридического долга и наделен мерой должного поведения — в установленных законом случаях самостоятельно исчислять сумму налога, своевременно уплатить его в бюджет и сдать налоговую отчетность.

В процессе регулирования общественных отношений может сложиться два основных типа связи между субъективными юридическими правами и обязанностями:

  1. В частности, когда правовое регулирование направлено на то, чтобы закрепить и упорядочить эти общественные отношения, возникает правоотношение “пассивного типа”. Определенным участникам предоставляются права на положительные действия, а на всех других возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от определенных действий. Так, к правоотношениям пассивного типа относятся финансовые отношения, закрепляющие компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере финансовой деятельности государства.
  2. С другой стороны, когда правовое регулирование ориентировано на то, чтоб обеспечить развитие, динамику публичных отношений, появляются правоотношения “активного типа”. В этом случае на некоторых участников возлагаются активные юридические обязанности — осуществление положительных действий, а содержание субъективного права заключается в возможности требовать этого поведения от обязанного лица. Следовательно, в содержании правоотношений активного типа главным являются юридические обязанности. Субъективное право другого участника состоит в возможности требовать от обязанного лица исполнения обязанностей. В частности, правоотношениями активного типа есть налоговые отношения.

Объект и субъекты финансовых правоотношений 

Объектом финансовых правоотношений являются фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений. Учитывая значение финансовой деятельности для функционирования государства (административно-территориальных единиц), объект финансового правоотношения всегда будет связан с интересом государства (территориальной общины).

Субъектами финансового правоотношения выступают лица, которые в соответствии с финансово-правовыми нормами могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. С одной стороны, участником финансовых отношений являются субъекты, представляющие интересы государства в сфере государственных финансов, а с другой – субъектами являются юридические и физические лица, выполняющие возложенные на них юридические обязанности, участвующие в мобилизации или использовании публичных финансовых ресурсов.

Субъектами финансовых отношений могут быть как налогоплательщики – предприятия, организации, граждане (в том числе резиденты и нерезиденты), так и бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Отдельные правовые институты или подотрасли финансового права имеют особенности субъектного состава. Участниками бюджетных правоотношений могут быть исключительно юридические лица, граждане в них не участвуют.

Для существования финансовых правоотношений необходимы также юридические факты, которые делятся на действия и события. Юридические факты – это жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия – возникают, изменяются или прекращаются правовые отношения.

Таким образом, финансовые правоотношения – это устоявшиеся финансово-правовые общественные отношения. Участники таких отношений имеют юридические права и обязанности в области поступления, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи