Законодательный процесс в РФ, его понятие и стадии

Автор статьи

Екатерина Иванова

4 минуты на чтение
185 просмотров
Содержание Содержание

Понятие законодательного процесса интересует многих людей, которые изучают право. В частности, это нужно студентам, которые изучают юриспруденцию, а также ряд других дисциплин. Процесс, в ходе которого происходит принятие законов и вступление их в действие, начиная внесением проекта и заканчивая окончательной его публикацией, называется законодательным. 

Этапы процесса формирования законов

Процесс создания законов включает в себя большое количество стадий. Выделяют 7 основных этапов, которые законопроект должен пройти от момента внесения его в нижнюю палату парламента до непосредственно его опубликования и вступления в силу. Следует рассмотреть их более подробно.

  1. Инициатива по поводу внедрения законопроекта. Она вносится лицами, которые имеют такое право, согласно действующему законодательству страны. Она присуща не каждому, а лишь таким определенным людям, которым законодательно делегировано такое право. 
  2. Рассмотрение законопроекта. Обычно он рассматривается три раза. Каждый из этих разов получил название чтением. В процессе этого вносятся поправки, которые в дальнейшем должны быть учтены и внесены. В ходе первого чтения происходит анализ общих положений. Депутаты выступают и высказывают свое мнение по поводу положительных и отрицательных сторон этого закона. Также выступают представители фракции, от которой было осуществлено внесение законопроекта, а также сами лица, которые внесли его. Второе чтение характеризуется тщательным рассмотрением деталей и внесением поправок. Этот этап – наиболее важный, поскольку от него зависит, насколько закон будет соответствовать реалиям жизни. И, наконец, третье чтение характеризуется остановкой внесения поправок, поскольку происходит либо одобрение законопроекта, либо его неодобрение.
  3. Стадия принятия Госдумой. Оно осуществляется в случае, если больше 50% депутатов проголосовали за его принятие. Принятие ФКЗ осуществляется в случае, если есть две трети голосов. Принятые нормативные акты на протяжении 5 дней отправляются на рассмотрение Совфеда.
  4. Рассмотрение в Совфеде. Закон считается таким, который прошел одобрение, в случае, если за него проголосовало больше 50% членов верхней палаты российского парламента. А одобрение ФКЗ осуществляется в случае, если проголосовало больше двух третей членов. Законы могут в течение 14 дней быть одобренными или отклоненными
  5. Рассмотрение Президентом. Одобренный законопроект отправляется на подпись к Президенту, обязанному его подписать либо наложить вето. В последнем случае закон отправляется в Госдуму для того, чтобы быть повторно рассмотренным и чтобы были внесены поправки. При этом возможно преодоление вето в некоторых случаях. Прежде всего, это касается случаев, если за закона в ранее принятой версии проголосует больше двух третей депутатов Госдумы, а также членов Совета Федерации. Тогда президент уже является обязанным подписать закон на протяжении недели.
  6. Стадия опубликования и вступления в силу. Далее закон должен быть опубликован в течение недели. Закон начинает работать по прошествии десяти дней (если другие сроки не указаны специально) после того, как официальный текст будет полностью опубликованным в специальных изданиях. В качестве таких выступает «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации).
  7. Действие правовой нормы начинается, когда закон обретает юридическую силу. В свою очередь, теряет в результате окончания периода действия (например, в случае чрезвычайного положения, через 30 дней), а также непосредственной отмены акта другим актом или же замены существующего на другой. Обычно нормативные документы обратной силы не имеет. Поэтому если будет содеяно правонарушение, то будет применяться закон, который действовал на момент, когда оно было совершено. Тем не менее, здесь есть исключения. Например, если новым законом предусматривается смягчение либо полное удаление ответственности за такие правонарушения, а также в некоторых других ситуациях.

Помимо этого, есть ограничения в пространстве. То есть, они распространяются лишь на жителей конкретной территории. Так, если закон принят в каком-то другом государстве, он действует исключительно на его территории. Как правило, нормы действуют на лиц, которые находятся в стране. Сюда входят ее граждане и иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства. В других случаев в содержании нормативного акта задается круг лиц, на которых действуют эти нормативы.

Законодательный процесс – основные этапы подробно

Если подать модель процесса создания законов упрощенно, то он следующий:

  1. Инициатива. Сюда входит право конкретных органов и должностных лиц. ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты в Госдуму. После этого орган становится обязанным его рассмотреть. Перечень субъектов законодательного процесса, которым делегировано такое право, приведен выше. Почему перечень не такой большой? Тому служат две причины:
    • Если увеличить этот список, то Государственной думе придется тратить большое количество времени на принятие или отклонение.
    • Субъекты имеют достаточно много информации о социальной жизни, а вот о других государственных органах, и гражданах страны так сказать нельзя.
  2. Подготовка законопроекта. Она должна стартовать с выявления потребностей в создании правовых норм, основываясь на всестороннем изучении общественной практики, имеющихся сведений, представленных учеными, предложений гос. органов, политических партий. Также в процессе подготовки законопроекта могут принимать участие отдельные граждане и общественные объединения. Очень частый принцип подготовки законопроекта – отраслевой. Он далеко не самый надежный, поскольку проект готовит орган, отвечающий за определенную область. Время от времени появляются комиссии, которые занимаются вопросами подготовки проекта закона. Помимо этого, подготовка может осуществляться и на альтернативной основе.
  3. Обсуждение. Оно осуществляется на заседании органа законодательной власти и начинается с доклада представителя субъекта, который внес проект закона для дискуссии. После этого профильным комитетом законодательного органа дается заключение. После этого, происходит обсуждение, оценка законопроекта. Если требуются поправки, то они вносятся. Каждый раз, который предусматривает рассмотрение законопроекта, называется чтением. Всего их, как правило, три. 
  4. Принятие. Оно происходит путем голосования. Причем голосовать можно не только за проект в целом, но и за отдельные его статьи. Чтобы принять обычные законы, хватает, как правило, обычного большинства депутатов. Ну и двух третей для конституционных. Далее закон рассматривается Совфедом. Если на протяжении двух недель он этого не сделал, то закон принят. Затем в двухнедельный период времени после этого закон подписывает президент, у которого также есть право вето на этот проект закона. Соответственно, если он им воспользуется, то тогда законодательный процесс возвращается на предыдущий этап.
  5. Опубликование. Этот этап характеризуется тем, что полный текст закона размещается в печатном издании, который выходит официально. Без этой стадии никакой нормативный акт не может вступить в силу. Ведь в другом случае невозможно будет применение санкций за его неисполнение. Да и в целом, невозможно будет требовать соблюдение этого закона.
    Публикация осуществляется на протяжении 10 дней в таких изданиях, как «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета». Там же происходит публикация и других российских актов.

Законодательный процесс

На этом изображении показаны этапы детально, в виде алгоритма.

Давайте теперь рассмотрим детально вторую стадию процесса принятия закона.

Рассмотрение и принятие закона

Началом этой стадии является официальное обсуждение. Согласно Регламенту Думы, всего есть три чтения:

  1. Первое чтение. На этом этапе обсуждаются исключительно базовые, принципиально значимые положения. Если в первом чтении закон происходит одобренным, он далее со всеми правками отправляется в парламентский комитет, который является ответственным за его подготовку и прохождение.
    И именно соответствующий парламентский комитет должен доработать законопроект таким образом, чтобы были внесены все одобренные правки. После этого документ возвращается в Госдуму. Начинается второе чтение. Далее схема будет приблизительно такой же самой.
  2. Второе чтение. Во время него происходит подробное, обсуждение законопроекта по каждой статье вместе с поправками, которые были оговорены ранее. После этого снова цикл повторяется: законопроект передается в комитет, там его дорабатывают, и он отправляется в Госдуму для третьего чтения.
  3. Третье чтение – это заключительный этап обсуждения законопроекта. Здесь значимые поправки вноситься не могут. Только можно осуществлять коррективы редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении либо неодобрении проекта.

После того, как закон будет принят нижней парламентской палатой, он должен поступить в Совет Федерации. Некоторые законы Совет Федерации может вообще не обсуждать и принять автоматически. Это касается:

  • Федеральных конституционных законов.
  • Специальных законов, которые касаются госбюджета, налогов и сборов, регулирования в сфере финансов, ратификации и денонсации договоров, заключенных с другими странами, а также в вопросах войны.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если он проголосован больше, чем половиной от общего количества членов этой палаты или если на протяжении 14 дней он не был внесен на рассмотрение Советом Федерации. Если закон отклоняется Советом Федерации, то тогда палатами может быть образована комиссия для преодоления разногласий, которые неизбежно возникнут в этом процессе.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи