Несоблюдение субординации на работе

Автор статьи

Амина С.

3 минуты на чтение
10 969 просмотров
Содержание Содержание

В каждой компании, как правило, устанавливаются свои правила взаимоотношений между членами трудового коллектива и руководством, под которыми подразумевают субординацию. Соблюдение правил всеми сотрудниками позволяет установить здоровую обстановку в коллективе и отношения между сотрудниками и подчиненными. В статье рассмотрим к чему может привести несоблюдение субординации на работе.

Принципы соблюдения субординации на работе

Субординация (с лат. «приведение в порядок») – это правила, которые определяют поведение и взаимоотношения между членами трудового коллектива в зависимости от занимаемой должности. Данных правил должны придерживаться не только подчиненные, но и руководители подразделений и иное начальство.

Соблюдение данных правил позволяет упростить взаимоотношения в коллективе и исключить невыполнение распоряжений работника. Кроме того, субординация позволяет сохранить авторитет руководителей, не ущемив при этом права подчиненных работников.

Субординация основана на следующих принципах:

  • поручение сотруднику должен давать только непосредственный руководитель;
  • одну задачу можно поручить только одному работнику, либо группе сотрудников;
  • при выполнении поручения с ошибками или полном его невыполнении, наказывают как самого сотрудника, так и его непосредственного руководителя;
  • в коллективе принимают единую форму общения с сотрудниками, независимо от того, каков статус и возраст;
  • обратиться к вышестоящему руководству можно только через своего непосредственного руководителя, либо напрямую, но только после согласования с непосредственным руководителем;
  • распоряжения нижестоящим работникам можно только через их непосредственных руководителей;
  • одному работнику нельзя поручать контролировать работу другого сотрудника (контролирует работу тот, кто ее поручает);
  • руководство должно сохранять нейтральное отношение ко всем подчиненным, не выделяя никого;
  • при встрече первым должен поздороваться подчиненный, а руководитель если считает нужным, то подает руку;
  • субординации необходимо придерживаться только в рабочей обстановке, вне работы придерживаться ее не нужно;
  • критика личных качеств подчиненных недопустима, оцениваться должны только служебные качества работника.

Виды субординации

Всего выделяют два вида субординации: вертикальную и горизонтальную (Читайте также статью ⇒ Взыскание за нарушение трудовой дисциплины).

Вертикальная субординация

Вертикальная подразумевает субординацию сверху вниз и регулирует отношения между руководством и сотрудниками. Подчиненные должны относиться к начальству с уважением, фамильярность и шутки не допустимы. Также и начальник не должен обращаться к работнику, как к рабам, унижать его. Также руководство не может делиться своими личными проблемами с подчиненными и, соответственно, расспрашивать о проблемах подчиненных.

Важно! Если работник заслужил замечания, то это сделать нужно наедине, а не при всех сотрудниках. Ругать можно только за дело, например, невыполненную работу, но при этом нельзя переходить на личности.

При должном исполнении поручения, работника нужно похвалить. И это сделать можно уже при всем коллективе. Руководитель всегда должен выглядеть уверенным, отдавать поручения четка и не показывать состояние паники или растерянности.

К недостаткам данной системы отношений можно отнести тоталитарное управление со стороны начальника. Руководители отдают поручения, а инициатива работников подавляется. Это может привести к тому, что в отсутствии руководителя в нестандартных ситуациях, работники не примут верного решения и не раскроют свой потенциал. Задачей руководителя является стимулирование работников на достижение высоких результатов, Поэтому от указанных правил иногда можно отступать, для того, чтобы дать возможность работникам высказать свое мнение. Кроме того, к решению важных вопросов работника даже можно привлекать и выявлять таким образом наиболее инициативных и способных сотрудников.

Горизонтальная субординация

При горизонтальной субординации, все лица, работающие в одном коллективе, имеют равное положение.В этом случае действует принцип равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Однако и в данных отношениях дистанция должна соблюдаться, для того, чтобы подобными отношениями не смогли воспользоваться корыстные сотрудники. При такой субординации работники одного звена имеют равные обязанности и объемы работ. Критика личных качеств, доносы на коллег также не допускаются.

Важно! Справедливое распределение обязанностей и доброжелательное отношение при такой субординации приведет к созданию комфортной рабочей обстановки в здоровых условиях.

Как регулируются отношения

Отношения в рабочем коллективе регламентируются следующими документами:

  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • должностной инструкцией;
  • внутренним уставом компании.

В определенных структурах (в армии, в органах) есть специальные знаки отличия, удостоверения и иные отличительные черты, регулирующие отношения внутри коллектива. Как правило, принципом субординации является безоговорочное выполнение приказа начальника, а также взаимного уважение сторон трудовых отношений.

Отношения между подчиненными

К основным правилам, которые действуют для подчиненных относят:

  • отсутствие сплетен внутри коллектива;
  • наличие дружественной атмосферы без излишнего сближения (если сотрудника повысят до руководителя, то это будет мешать в работе с подчиненными);
  • нельзя переманивать клиентов друг у друга (это может испортить отношения в коллективе, что скажется в конечном итоге на работе).

Важно! Субординация внутри коллектива явление сугубо индивидуальное. В современных компаниях работают, как правило, молодые сотрудники, поддерживающие дружественные отношения между собой.

Цель субординации

Субординация необходима всем руководителям, которые хотят, чтобы их сотрудники работали слаженно и давали высокие показатели производительности труда. В случае соблюдения корпоративной этики происходит правильная организация работы. Отдельно взятый работник четко понимает свои обязанности, а также чьи распоряжения он должен выполнять и к кому обращаться.

Принимая на работу нового сотрудника, работодатель должен ознакомить его с правилами корпоративной этики. Если в организации ценится труд людей и присутствует уважение всех сторон отношений, то субординация происходит естественным образом. И заставлять работников соблюдать субординацию в таких компаниях не требуется (Читайте также статью ⇒ Акт о нарушении трудовой дисциплины).

Ответственность за несоблюдение субординации

Ответственность за несоблюдение субординации предусматривается в ст. 192 ТК РФ. В качестве меры наказания работодатель может применять:

Меры дисциплинарного взыскания Что означает
Замечание Указание работнику его ошибки в устной форме, целью которого является предупреждение нарушений со стороны работника в будущем.
Выговор Замечание работодателя выражается в письменной форме и отметка о выговоре будет проставляться в личной карточке сотрудника. Выговори работнику выносят в том случае, если замечание в устной форме он не понял.
Увольнение Является самой строгой мерой дисциплинарного наказания. Используется она только после того, как работнику вынесено несколько выговоров, либо за какие-либо грубые нарушения трудовой дисциплины.

Уволить работника за нарушение субординации нельзя, но в случае наличия у работника неоднократных выговоров, увольнение будет возможно. Основанием для увольнения в данном случае будет являться неоднократное нарушение работником своих должностных обязанностей. Под грубым нарушением субординации в данном случае понимают оскорбления начальства или применение насилия.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи