Сегодня рассмотрим такие темы, как понятие источников права, их виды, и какими они вообще бывают.
Понятие
Под источником права подразумевается совокупность документов и положений, на которых основывается правительство в процессе своей работы. В том числе, сюда входят моральные принципы, а также правосознание. Это определение самое широкое и охватывает целый спектр вопросов. Если говорить о более узком определении, то источником права являются те документы, которые регламентируют нормы права.
Главным источником права в России служит российская Конституция. Тем не менее, она уж точно не единственный источник. Существует значительно более широкий круг источников конституционного права. Наличие других источников конституционного права связано с тем, что ряд разновидностей общественных отношений регламентируются Конституцией полностью и не связаны с другими отраслями. При том, что такие отношения регулируются и другими правовыми формами.
То есть, можем сделать следующий вывод: источник конституционного права – это те акты, в которых содержатся нормы юридического плана, направленные на упорядочение правоотношений и представляющие собой предмет права конституционного плана.
Источник конституционного права – это совокупность норм, установленных как непосредственно Конституцией страны, так и международными актами, а также федеральными законами (в том числе, и конституционными). Они устанавливают базовые плиты, на которых строится устройство государства, а также структуры и его функционирование. Ну и права и свободы, исходя из которых это законодательство должно формироваться.
Есть два вида источников, которые нужно выделить: источники науки и источники отрасли. Основная особенность последних в том, что они являют собой только те нормативные акты, которые работают на данный момент. При этом, если какая-то их часть – это безусловные (к таковым относится российская Конституция, а также Конституции субъектов, а также ФКЗ), то оставшаяся часть является источником лишь при условии, что есть конституционно-правовое содержание в них (например, ФЗ Российской Федерации, подзаконные акты, соглашения с другими государствами, и так далее).
Основные разновидности существующих источников
Вообще, разнообразных источников права, существующих в юридической практике, довольно много. Перечислим их:
-
- Международные акты. К такой, например, относится Всеобщая декларация прав человека (которая была принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
- Конституция РФ. Она была принята 12 декабря 1993 года.
- Федеральные конституционные законы. Это целый спектр нормативных актов, которые
- Внутригосударственные договоры. К таковым можно отнести, например, Федеративный договор (который задает разграничение предметов ведения и полномочий между госорганами, относящимися к федеральному уровню, а также органов власти соответствующих субъектов).
- Обычные федеральные законы.
- Законодательные акты бывших СССР и РСФСР в той части, которая не вступает в противоречие с текущей редакцией конституции РФ.
- Указы человека, выполняющего обязанности Президента Российской Федерации, например, такие указы, как от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» №314.
- Постановления Правительства.
- Решения и постановления главных судов – Верховного и Конституционного в зависимости от того, к какой правовой отрасли они относятся.
Конечно, все существующие на данный момент источники права находятся в определенном подчинении друг к другу. Каждый из них занимает определенное место в иерархии. Расположение конкретного источника там обычно определяется либо конституцией непосредственно, либо является следствием той правоприменительной практики и правовых традиций, которые сложились в стране.
Система источников довольно разнообразная. На расположение в иерархии непосредственно влияет то, какая правовая система актуальна для текущего времени, какие культурные традиции действуют в государстве, а также ряда других факторов. Так, если правовая система англосаксонская, то в качестве источников служат судебные прецеденты, судебная практика, а также обычаи. В мусульманских системах обязательным источником права являются религиозные догматы, положения Корана, а также толкование этой Книги богословами.
На особенности того, что считать источником, а также на место конкретного юридического акта в иерархии существующих нормативно-правовых документов также влияет то, каким именно образом устроена государственная система власти. Так, если страна федеративного типа, где есть конституция и то, как устроена система нормативно-правовых норм лишь на федеративном уровне, но и в каждом регионе по отдельности, то в систему источников конституционного права включены и учредительные акты федерации, а также ее субъектов.
Проще говоря, система, в которой выстроены конституционные источники права, специфична для каждого государства и имеет отдельные особенности. Форма тех либо других источников конституционного права дает возможность их распределения на отдельные группы, в совокупности образующие систему источников. Согласно мнению О. Е. Кутафина, источники конституционного права могут быть разделены на государственные (федеральные, то есть), федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.
Помимо этого, он в качестве отдельного источника выделял конституционный обычай. Такое разделение дает возможность более качественно разобраться в юридической природе источников, особенностях их реализации, а также соотношение их внутри системы.
Конституционные источники
Конституционные источники, безусловно, являются самыми важными в отрасли. Они имеют самую высокую юридическую силу, поэтому если существующие нормативные акты вступают в противоречие с ними, то они автоматически отменяются.
Типичным примером федерального конституционного источника является сама Конституция. К региональным конституционным источникам можно отнести конституции субъектов.
Федеральная Конституция
Она принята в 1993 году. Точно так же, как и все конституции, которые были ранее, она провозглашена в роли акта высшей юридической силы. Тем не менее, действующая конституция, в отличие от всех тех, которые были ранее, является законодательным актом прямого действия. Это означает, что ее нормами необходимо руководствоваться при рассмотрении конкретных судебных дел, в исполнительно-распорядительных органах, и так далее.
Прямое действие Конституции, естественно, – это самое большое достижение правовой системы РФ.
Конечно, помимо Конституции можно руководствоваться и другими нормативными актами, которые уточняют ее положения, развивают и дополняют их.
Региональные конституции и уставы
Конституция субъекта Федерации – это закон, который имеет высшую юридическую силу в системе законодательства субъекта Федерации, который принимается в том порядке, который установлен федеральной Конституцией.
Региональная конституция определяет статус субъекта Федерации и устанавливает вопросы, которые относятся к его ведению. Некоторые субъекты только недавно получили возможность принимать свои уставы.
Эти источники включают нормы, которые устанавливают правовой статус определенного субъекта Федерации, права и свободы граждан, а также их обязанности. В том числе, регулируется порядок образования и полномочия региональных госорганов, а также тех органов, которые отвечают за местное самоуправление.
Законодательные источники
Закон – это наиболее широко встречающаяся форма конституционно-правовых норм. Законы обладают более высокой юридической силой по сравнению со всеми нормативно-правовыми актами, которые находятся ниже в иерархии. Также Конституцией определяется ряд требований, которые выдвигаются к законодательным актам. В том числе, законы не могут иметь обратную силу, если они устанавливают или отягчают ответственность.
Ряд отношений в соответствии с Конституцией поддаются регулированию лишь в форме закона (либо федерального, либо федерального конституционного). Например, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, чтобы ограничить права или свободы людей, которые проживают в этой стране, может только использоваться федеральный закон.
Также есть отдельная конституционная норма, предусматривающая возможность ограничения прав и свобод граждан на случай чрезвычайного положения. Устанавливаться такие ограничения могут согласно федеральному конституционному закону. При этом, в нем должны быть записаны рамки и период, в течение которых действуют ограничения, которые вводятся для защиты конституционного строя.
Кроме этого, есть законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Этот вид прямо Конституцией не предусматривается. Конституция дает право вносить изменения в нее, но при этом не раскрывает того, как такие поправки должны осуществляться, в какой форме.
Федеральные конституционные законы. Это еще одна разновидность источников российского права. Они необходимы для того, чтобы давать развитие самым важным положением российской конституции. В чем отличия ФКЗ от ФЗ?
- Они имеют более высокую юридическую силу.
- Они принимаются по более сложной процедуре.
- Президент не может наложить на них вето.
- Связаны исключительно с Конституцией Российской Федерации.
Какие можно привести примеры федеральных конституционных законов?
- Чрезвычайное и военное положение.
- Порядок образования новых субъектов в составе Федерации.
- Изменение статуса субъекта Федерации.
- Описание и порядок использования российских государственных символов.
И также ряд других вопросов. Существует еще ряд законодательных источников права, но каждый из них требует отдельного рассмотрения.