Инкотермс: как заключать международные торговые сделки

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
674 просмотров
Содержание Содержание

Договоры и их правильное оформление – одна из ключевых составляющих международной торговли вне зависимости от того, реализация каких товаров предусмотрена. И почти в любом таком документе есть условные обозначения, такие как EXW, FCA, CIP, DAP. Человеку, далекому от этой темы, эти буквы вообще ни о чем не говорят. Тем не менее, каждая из этих аббревиатур означает определенное международное правило поставок. Они также называются терминами или базисами и помогают существенно упростить жизнь. Сегодня рассмотрим то, зачем нужны правила, какие они бывают, на что влияют.

Зачем нужны правила Инкотермс?

Инкотермс: как заключать международные торговые сделки

Открытый источник

Каждая международная сделка имеет ряд условий, которые надо обязательно согласовывать между сторонами (покупателем и продавцом). Например, кто занимается организацией доставки, когда и где будет осуществлена передача товара покупателю, кто отвечает за последствия неправильной транспортировки груза.

Вообще, сложно все эти правила прописывать по отдельности. А еще нужно учитывать и то, что договор читает целый спектр специалистов из разных областей: логистов, брокеров, работников международных грузоперевозок, финансовых специалистов и бухгалтеров, сотрудников банковских учреждений и так далее. Это уже само по себе сложно, но здесь еще надо учитывать то, что все эти люди разговаривают на разных языках. 

И вот правила Инкотермс помогают разобраться во всех этих условиях. Достаточно указать в договоре подходящую аббревиатуру, и много ресурсов сэкономлено. Ни у кого нет необходимости тратить собственное время на то, чтобы по отдельности согласовывать каждый из пунктов, поскольку все термины Инкотермс уже содержат определенный набор условий, унифицированный для разных стран.

Вот примеры условий, которые может определять термин:

  1. Место передачи товара. В каком городе, например, осуществляется погрузка. 
  2. Момент перехода рисков от продавца к покупателю. То есть, когда за товар начинает отвечать та компания, которая его приобрела. 
  3. Как будет распределяться ответственность между продавцом и покупателем, и в чем она будет заключаться – в страховании груза, прохождении таможенных процедур, ввоз и вывоз, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и так далее.

Логика следующая: если вы выбрали определенный базис, значит, дали согласие на все условия, в него включенные. К слову, все эти моменты отдельно согласовываются и прописываются в договоре.

Как правило поставки прописывается в документах?

Термин прописывается в трех местах: непосредственно самом контракте, спецификации на товар, а также на счете. При открытии любого из существующих документов этого типа можно увидеть что-то такого типа: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).

Первые три буквы, которые есть в этом обозначении, – это непосредственно базис поставки (его еще называют термином). Конкретно этот обозначает самовывоз. То есть, продукция должна быть самостоятельно забрана со склада покупателем.

Затем указывается место, в котором происходит передача товара покупателю. В данном случае – город Гуанчжоу, который расположен в Китае. А в самом конце приводится ссылка на редакцию Инкотермс. Дело в том, что эти правила обновляются каждые десять лет. 

Интересно то, что появление новой редакции не говорит о том, что старая теряет актуальность. Поэтому можно выбирать ту версию, которая подходит в конкретной ситуации. Главное, указать ее в скобках так, как это было на примере выше.

Инкотермс: как заключать международные торговые сделки

Основные группы базисов

Стороны могут договориться о том базисе, который они хотят использовать. Все они распределены по группам от E до D в зависимости от того, какую долю ответственности нужно нести продавцу.

  1. E. Самовывоз. То есть, все риски, связанные с получением товара, несет на себе покупатель.
  2. F. В этом случае задача продавца – обеспечить прохождение таможни в своей стране. Что касается доставки и растаможки, то эта обязанность полностью возлагается на покупателя.
  3. C. Организацией доставки занимается продавец. Правда, риски он несет исключительно до того момента, пока не будет передан груз перевозчику.
  4. D. Это поставка под ключ.

Чтобы было более наглядно, какие базисы бывают, приведем эту инфографику.Инкотермс: как заключать международные торговые сделки

Наверху расположено 11 базисов Инкотермс 2020. Все они распределены по группам от E до D в зависимости от того, сколько обязанностей возлагает на себя продавец. Учтите, что все базисы, за исключением CIP и CIF не указано, кто должен заниматься страхованием продукции – тот, кто продает или тот, кто покупает.

Что касается базисов FAS, FOB, CFR, CIF, то они могут использоваться исключительно для того, чтобы осуществлять поставки по воде. Все остальные же – универсальные. Каждый груз, перемещение которого осуществляется в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрываются страховками перевозчиков. Здесь важно не поддаться искушению сэкономить, поскольку во время доставки может с товаром произойти что угодно. 

Что необходимо знать о страховом полисе?

Как правило, в базисах не уточняется, на ком лежит ответственность по страхованию груза. Покупатель и продавец должны решить этот вопрос самостоятельно и зафиксировать эти договоренности в письменной форме.

Страховой полис являет собой документ, который в международных перевозках получил широкое распространение. Он может запрашиваться для того, чтобы убедиться в том, что груз правильно задекларирован, а платежи своевременно внесены.

Что касается базисов CIP и CIF, то продавец должен застраховать груз. Причем важно: это не простая формальность, а реальный документ, который обеспечивает защиту сторон от убытков. Поэтому правильное заполнение полиса играет очень важную роль. Никаких ошибок и опечаток в нем быть не должно.

В полисе необходимо ввести следующие данные:

  1. Количество товаров и их цена.
  2. Номер рейса или накладной, по которой следует груз.
  3. Кто выступает страхователем в этой сделке.
  4. Какой размер компенсации в случае наступления страхового случая.

Основные базисы

Рассмотрим некоторые базисы, которые могут использоваться. Конечно, их перечень значительно больше.

EXW

Продавец должен осуществить передачу покупателю товара на своем складе, заводе либо фабрике. 

А у покупателя спектр обязанностей больше:

  1. Забрать груз.
  2. Погрузить его на транспорт.
  3. Пройти иностранную таможню.
  4. Доставить груз в страну.
  5. Разгрузить.
  6. Пройти отечественную таможню.

Переход рисков от продавца к покупателю осуществляется в момент приема товара на складе продавца. 

Задача покупателя здесь – забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого, как правило, нанимается местный перевозчик, который и подъезжает туда, куда сказал продавец.

Что касается погрузки товара, то такой обязанности на продавце нет. Тем не менее, эта услуга, как правило, включена. Тем не менее, рекомендуется отдельно прописать этот момент в договоре, чтобы избежать разногласий в дальнейшем.

Учтите, что этот базис предусматривает обязанность покупателя по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец этим не занимается.

FCA

В этом случае продавец должен уплатить таможенные пошлины на вывоз, осуществить отгрузку товара перевозчику, указанному покупателем, а далее в транспортных документах зафиксировать передачу.

Покупатель же должен выполнить следующие действия:

  1. Организация и оплата доставки груза в свою страну.
  2. Разгрузка.
  3. Уплата таможенных пошлин на ввоз.

Что касается перехода рисков от продавца к покупателю, то он осуществляется, когда уже товар передается перевозчику. Этот базис популярный и используется в более, чем половине сделок.

FAS

Используется исключительно с поставками, связанными с водой. В этом случае продавец должен осуществить оплату таможенных процедур и пошлин на вывоз, выполнить доставку товара к борту судна покупателя. 

В свою очередь, на покупателе лежит погрузка товара на судно, доставка груза в свою страну, его разгрузка, а также оплата таможенных процедур и ввозных пошлин.

Передача рисков осуществляется при размещении груза на причале. Также в этом случае стороны обсуждают, на каком контейнерном терминале будет груз размещаться. Правда, этот базис используется на практике довольно редко.

FOB

Также используется исключительно на воде. Продавец должен оплатить таможенные процедуры и ввозные пошлины, а также осуществить отгрузку товара на судно покупателя.

Покупатель же должен доставить груз в свою страну, разгрузить его, а также оплатить таможенные процедуры и ввозные пошлины. Передача рисков – в момент попадания груза на борт судна.

CIP

В этом случае продавец обязан застраховать груз, оплатить таможенные процедуры и ввозные пошлины, осуществить погрузку товара на транспортное средство и доставить его покупателю. Последнему, в свою очередь, остается лишь разгрузить товар и оплатить пошлины (и, естественно, оплатить все требуемые таможенные процедуры).

Какой базис выбрать?

Однозначно ответить нельзя. Дело в том, что терминов действительно много, поэтому в деталях их разбирать потребует немало времени. Тем не менее, нужно учитывать то, насколько интересы покупателя и продавца сходятся. Например, можно предложить самовывоз для покупателя, если для него цена низкая. Он может на это согласиться, поскольку ему это выгодно. 

А вообще, все эти моменты должны проговариваться в процессе переговоров. Рекомендуется подключить к сделке опытного юриста, который специализируется на международных перевозках. В этом случае будет гарантия того, что получившийся контракт учтет интересы всех сторон процесса.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи