Государственные и муниципальные финансы — Финансы

Автор статьи

Екатерина Иванова

6 минут на чтение
877 просмотров
Содержание Содержание

Финансы – важная составляющая государства. Они делятся на государственные и муниципальные. Первые – это очень важная составляющая, без которой невозможно управлять процессом производства и распределения средств в стране.

Муниципальные финансы также очень важны, поскольку Россия является федерацией по своему административно-территориальному устройству. Следовательно, вопросы местного уровня решаются на местах. И развитие той или иной сферы осуществляется именно через финансовые отношения. Государство с регионами также вступают в бюджетные отношения. Все это необходимо рассмотреть сегодня.

Понятие государственных финансов

Государственные и муниципальные финансы - ФинансыЧто подразумевается под понятием государственных финансов? Под этим понятием подразумевается совокупность денежных фондов как централизованных, так и децентрализованных. Они управляются государственными органами, и это их ключевая особенность. Благодаря государственным финансам появляется возможность решать задачи общегосударственного плана, а также отдельные социальные потребности людей.

Доминирующее значение в системе государственных финансов имеют межбюджетные отношения. Помимо этого, есть внебюджетные фонды, которые выступают отдельным звеном в составе государственных финансов. 

Ну и естественно, есть понятие государственного кредита, которое также входит в эту систему. Под государственным кредитом подразумевается набор экономических отношений страны с физическими и юридическими лицами, при которых государство играет роль заемщика, кредитора, а также гаранта исполнения обязательств. 

Еще есть такие составляющие государственной финансовой системы:

  1. Государственные доходы. Это отношения государства с физическими и юридическими лицами, связанные с составлением централизованных фондов денежных средств. В качестве составляющей централизованных государственных доходов доминирующее положение занимают доходы бюджета.
    Помимо бюджетных, в государстве также есть внебюджетные фонды. Последние считаются самостоятельными. Но они также осуществляют политику в финансово-кредитной области.
    Национальный доход является главнейшим источником доходов государства. А в целом, все источники государственных доходов разделяются на несколько групп – внутренние и внешние. Под первыми подразумевают национальный доход, а также определенная доля национального богатства. К слову, национальный доход также является и внешним источником, поскольку страна взаимодействует с другими странами. Поэтому в определенных ситуациях национальные богатства другой страны также являются источниками доходов государства.
  2. Государственные расходы. Это финансовые отношения, связанные с централизованными и децентрализованными доходами. Сюда относятся прямые расходы. Они выполняются через бюджетные и внебюджетные фонды. Государственные организации (как предприятия, так и учреждения) также осуществляют государственные расходы.
    То, какие именно будут расходы государства, определяется его функциями. 

Таким образом, государственные финансы являются действенным средством, направленным на проведение государственной политики. Они очень важны для того, чтобы задавать особенности жизни страны в социально-экономической, внутренне политической и внешнеполитической отраслях.

Региональные финансы

Естественно, региональные финансы также включены в финансовую систему государства и являются важной ее частью. Что туда входит?

  1. Бюджеты административно-территориальных единиц.
  2. Финансы субъектов хозяйствования, которые используются для удовлетворения территориальных потребностей.

Что финансируется за счет территориальных органов власти?

  1. Образование муниципального уровня. Сюда входит как общее, так и профессиональное.
  2. Система охраны здоровья населения определенного региона. 
  3. Коммунальные услуги.
  4. Дорожное строительство.
  5. Поддержание дорог в определенном регионе в исправном состоянии, проведение регулярных дорожно-ремонтных работ.

Для чего Российская Федерация проводит региональную финансовую политику? Она этим пытается выполнить следующие задачи:

  1. Стабилизировать производство и обеспечение экономического роста. 
  2. Обеспечить основы бюджетного федерализма в едином экономическом пространстве.
  3. Обеспечение социальных стандартов, которые действуют по всей стране, а также равной социальной защиты в каждом регионе. 
  4. Укрепление местного самоуправления, а также обеспечение его гарантий.

Единство экономического пространства является важной составляющей региональной финансовой политики. Что его определяет? Общность денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем. И, естественно, основные финансово-экономические институциональные структуры должны быть скоординированными.

В чем это может выражаться?

  1. В использовании государственных финансовых ресурсов в самых эффективных проектах инвестиционного характера. Как правило, здесь используется конкурсная и контрактная системы их реализации.
  2. Размещение федеральных заказов на поставку продукции. Они создаются для того, чтобы удовлетворить нужды государства в целом.
  3. Финансовая поддержка наукоемких производств, а также развитие инновационной отрасли. 
  4. Создание финансовых условий для того, чтобы в тех областях, где есть высокий научный и кадровый потенциал, были свободные экономические зоны и технополисы. Помимо этого, чтобы там была хорошо развитая инфраструктура.
  5. Содействие небольшому бизнесу с финансами.

Что такое муниципальные финансы? Это набор отношений, связанных с решением задач местного уровня. Сюда входит как использование средств, так и формирование соответствующих фондов, а также распределение денег. Впрочем, не только денег. Сюда входят государственные и муниципальные ценные бумаги, которые относятся к органам местного самоуправления, другие денежные средства, собственником которых является определенный регион.

Какие принципы заложены в основу муниципальных финансов?

  1. Самостоятельность. То, как распоряжаться этими средствами, решают на местах, а не на государственном уровне.
  2. Государственная финансовая поддержка. То, что этими средствами на местах распоряжаются самостоятельно, еще не отменяет того факта, что государство может субсидировать определенные отрасли.
  3. Гласность. То есть, то, куда тратятся эти средства, должно быть открытым и прозрачным.

Бюджет и бюджетная система

После того, как были образованы княжества в IV-VII веках, начала формироваться казна. Тогда она пополнялась за счет военного дела, а также выкупа либо дани, которые собираются с народов, которые были покорены.

На территориях, где проживали восточные славяне, первые устойчивые государственные образования, включающие русские племена, были образованы в 882 году. Во главе находился князь, а также были князья, которые руководили определенными землями, которые входят в Киевскую Русь.

И князья делали взносы в казну князя, а также другие сборы. Великий князь и князья также имели дружины, которые были фактически армией. В их функции входила защита границ княжества, а также война с другими княжествами. 

Какие были источники казны в то время? В целом, не сильно все отличалось от нынешнего времени:

  1. Доходы, которые поступают из феодальной казны.
  2. Доходов, которые поступают от подданных.

Простыми словами, это было что-то похожее на современные налоги. Но в 12-м веке сила Киевского князя начала уменьшаться. Тот период начал называться Феодальной раздробленностью, которая стала периодом, когда произошел кризис формирования княжеской казны. Все средства начали оставаться в распоряжении феодала.

В 13-м веке появилась система посошного обложения, основными единицами которой стали соха, дым, двор, тягло. После того, как сформировалось Московское княжество в виде централизованного государственного образования, снова начала появляться двухзвенная финансово-бюджетная система, в которую были включены великая княжеская казна (бюджет государства), а также местные бюджеты, которые пополнялись за счет местных налогов и княжеских налогов. 

Если говорить о более поздних временах, то в 1862 году в России разработали правила государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных финансовых средств. Такая реформа начала называться бюджетной. Тогда в городские бюджеты начали поступать доходы в виде налогов с местных предприятий, сдачи в аренду недвижимости, сборов, и так далее. Местные бюджеты были отделены от российского государственного бюджета тех времен.

После Февральской революции, бюджетная система пришла в упадок. А бюджетная система СССР окончательно сформировалась лишь в 1936 году. Тогда она была следующей:Государственные и муниципальные финансы - Финансы

Ну а после крушения Советского Союза начала формироваться бюджетная система, подобная нынешней.

Выводы

Таким образом, формирование бюджетной системы было длительным. И в том виде, котором она сейчас, она соответствует развитым странам. В целом, финансы бывают государственными и региональными. Первые – это те, которые направлены непосредственно на реализацию государственной политики, в том числе, в определенном регионе. 

Вторые – это местные финансы, которые ограничены определенной территорией и не поступают в бюджет. Тем не менее, наличие такого разделения вовсе не означает того, что регионы полностью автономные и не нуждаются в помощи государства. Некоторые из них являются дотационными, и их местные бюджеты формируются из государственных денежных средств.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи