В условиях развития рыночных отношений государство и его субъекты активно использует такие рычаги, как кредиты, денежные средства, налоги, банки и т.д. Поэтому изучение дисциплины «финансовое право» начинается с освоения этого понятия, предмета его деятельности, а также метода и источника.
Понятие «финансовое право»
Финансовое право представляет собой объединение юридических норм, которые регулируют общественные отношения в процессе финансовой деятельности как отдельного государства, так и его субъектов.
На данный момент, дисциплина «финансовое право раскладывают на две части – общую и особенную.
Общая часть включает следующие аспекты:
- Финансово-правовую ответственность сторон.
- Финансовую деятельность государства и всех муниципальных учреждений, которые ему подчинены.
- Вопросы регулирования финансового контроля в государстве.
- Нормы, которые регулируют общие принципы, нормы и все виды финансовых правоотношений.
Особенная часть – это институты, которые регулируют работу всей финансовой системы. В их число входит:
- Бюджетный.
- Налоговый.
- Банковского и небанковского кредитования.
- Страховой.
- Денежного и валютного обращения.
- Деятельность на рынке ценных бумаг.
Финансовая система выполняет важнейшие функции в государстве. Рассмотрим их ниже:
- Распределение и перераспределение общественного продукта между населением.
- Контроль за удовлетворением потребностей общества.
- Обеспечение безопасности страны за счет удовлетворения социальных нужд.
Обратите внимание! Термины финансы и деньги – это не одно и то же. По сути, финансы предполагают собой лишь экономический механизм, который заключается в общественных отношениях, возникающих в связи с распределением денежных средств.
То есть, нельзя говорить, что в основе финансового права лежит лишь денежные отношения. Эта дисциплина считается сложной и включает в себя множество аспектов и элементов взаимоотношений как между субъектами государства, так и между отдельными странами.
Чтобы отличить, какие ситуации регулируют финансовое право, а какие нет, необходимо смотреть на признаки финансовых отношений. Какие они? Рассмотрим ниже:
- Финансовые отношения являются всегда денежными. Это главный признак, который помогает отличить финансовые отношения от других.
- Охрана финансового права субъектов осуществляется государством.
- Носят волевой характер, то есть человек сам решает, хочет или нет он вступать в финансовые отношения.
- Требует обязательного участия государства или муниципального учреждения в лице компетентных органов или должностных лиц.
- Связь между субъектами правоотношений заключается в наличии субъективных прав и юридических обязанностей, которые чаще всего прописаны в договоре.
- В финансовых правоотношениях четко определяются позиция каждой стороны.
Наличие вышеуказанных характерных особенностей дает право говорить о том, что данные отношения могут быть регулированы финансовым правом.
Источники финансового права
Так как финансовое право тесно взаимосвязано с государством, то в каждой стране источники будут разные. В Российской Федерации это правовые акты, которые юридически закреплены на бумаге и сформированы представителями исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Нормативные документы, в которых могут быть представлены финансовые права:
- Конституция РФ.
- Законы о местном самоуправлении, банках, предприятиях и предпринимательской деятельности.
- Указы президента РФ.
- Акты государственно-кредитных органов.
- Постановления правительства РФ.
- Указы субъектов РФ.
- Акты органов исполнительной власти.
Предмет финансового права
Для начала следует определить, что такое предмет правового регулирования. Термин подразумевает собой совокупность общественных отношений, которые регулирует соответствующая отрасль своими нормами. Например, в основе гражданского права лежат все имущественные отношения, возникающие между физическими лицами.
Если говорить о финансовом праве, то предметом его ведения являются общественные отношения, которые возникают в процессе деятельности государства по плановому распределению денежных бюджетных и внебюджетных фондов в целях реализации его задач.
По характеру функционирования выделяют централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды. Они существенно различаются между собой:
- Централизованные – это те внебюджетные фонды, которые имеют общегосударственное значение. Они используются для решения важных финансовых общегосударственных задач. К ним относят следующие институты: фонд социального страхования, пенсионный фонд и т.д.
- Децентрализованные – включает в себя внебюджетные фонды, которые формируются территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. Это те учреждения, которые создаются на базе регионов. Например, все фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Методы финансового права
С помощью метода регулирования государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения между субъектами. Методы финансового права направлены на воздействие поведения участников финансовых отношений посредством определения их прав и обязанностей.
В финансовом праве выделяют 2 основных метода правового регулирования. Рассмотрим каждый из них подробно.
Государственно-властный
Государственно-властный метод (второе название – императивный) осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением юридических, правовых норм, которые прописаны в административных актах.
Характерными чертами императивного метода являются следующие аспекты:
- Форма – предписания государства выражаются в одностороннем акте. То есть, у субъектов финансового права нет возможности выбирать, желают или не желают они соблюдать прописанные условия.
- У субъектов практически полностью отсутствует выбор поведения.
- Все участники не вправе отступать от исполнения предписанных обязанностей.
- Предписанные права и обязанности порождены государством и вытекают только из юридических, нормативных документов, которые регулируют данные отношения.
- Неисполнение обязанностей одной из сторон влечет за собой юридическую ответственность. Как правило, она будет административной или уголовной.
- В правовых отношениях ясно и четко формулируются обязанности и поведение двух сторон.
Стоит отметить, что основным считается императивный метод. Именно он чаще всего стоит в основе финансового права и регулирует большую часть финансовых отношений в государстве.
Финансово-договорный
В противовес государственно-властного метода стоит финансового договорный. Его появление обусловлено публичностью и финансовой значимостью финансового права, а также тем, что в финансовые отношения могут вступать между собой отдельные субъекты государства. Второе название – диспозитивный метод.
Характерными чертами диспозитивного метода являются следующие аспекты:
- Обязанности и права двух сторон формируются за счет двух источников: нормативного акта, который регулирует данное правоотношение, и договора, который заключается между сторонами. При этом важно учитывать, что эти документы не должны конфликтовать между собой, а нормативный документ всегда наиболее высшую юридическую силу.
- Регулирующее воздействие государства осуществляется за счет побуждения с использованием материальных, экономических стимулов.
- Права и обязанности каждой из сторон наиболее уравновешены. Это говорит о том, что нет наиболее уравновешенной системы по типу «власть и подчинения», которая лежит в основе императивного метода.
- Отношения двух сторон могут дополняться взаимной ответственностью, которая лежит в основе договорного характера.
Обратите внимание! Несмотря на то, что субъекты финансового права при диспозитивном методе находятся в равной позиции, большую юридическую силу имеют все же тот субъект, который представляет государство в процессе осуществления деятельности.
Финансовый договор, который лежит в основе диспозитивного метода, обладает следующими характеристиками:
- По своей структуре это вертикальный договор, где нет равноправия в гражданско-правовом смысле.
- Одной из сторон выступает либо государство, либо учреждение, которое может косвенно представлять интересы страны.
- Договор опосредует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности.
- Объектом договора всегда выступают денежные средства, аккумулируемые государством.
Дополнительные
Некоторые специалисты выделяют в системе финансового права также дополнительные (не основные) методы. В числе самых распространенных способов считают:
- Метод согласования – используется для решения вопросов, которые возникают между двумя представителями органов государственной власти.
- Метод рекомендаций – используется для того, чтобы субъекты финансового права могли вносить свое мнение перед представителями органов государственной власти.
Вывод
Финансовое право – одна из самых сложных систем среди смежных отраслей. Но ее изучение необходимо, чтобы понять, каким образом функционирует государство и на основе чего строится распределение денежных средств.