Электронный больничный порядок применения

Автор статьи

Наталья Вещева

2 минуты на чтение
1 152 просмотров
Содержание Содержание

В случае болезни работник организации имеет право сохранить получить пособие за нетрудоспособные дни. Что служит основанием для начисления данного пособия? Как действовать бухгалтеру, если больничный электронный? Порядок применения при оформлении электронного больничного листа можно узнать из нашего материала.

Что значит: электронный больничный

Целевое назначение больничного листа заключается в подтверждении факта нетрудоспособности физического лица – сотрудника организации. Какие случаи требуют подтверждения уважительной причины:

  • Болезнь сотрудника, амбулаторное лечение или пребывание в стационаре;
  • Болезнь ребенка сотрудника;
  • Наступление беременности.

Все случаи, которые допускают предъявление работником больничного листа, оплачиваются работодателем в установленном законом порядке. Для бухгалтерии в бланке больничного листа предусмотрен раздел: «для работодателя», в котором указывается место работы, регистрационный номер в ФСС, ИНН и СНИЛС работника, период в днях, которые подлежат оплате, а также:

  • Трудовой стаж персонала;
  • Общий заработок для расчета суммы к выплате;
  • Средний дневной заработок;
  • Итоговые выплаты за счет работодателя и из средств ФСС.

Данный раздел заверяется подписью ответственного лица и печатью предприятия. Если работник трудится у ИП, то за отсутствием печати ее не ставят. Все сведения указываются печатными буквами, только черной гелиевой пастой. Бланк не должен содержать помарок в части заполненной лечебным учреждением. Ошибки, допущенные работодателем, исправляются путем аккуратного перечеркивания неверной информации. Заверить подписью и печатью с пометкой «исправленному верить».

★ Книга-бестселлер "Расчет больничного и страховые взносы в 2018" для чайников (пойми как рассчитывать страховые взносы за 72 часа) куплено 3000+ книг

ФСС и электронный больничный

С внедрением в работу электронного документа, подтверждающего период нетрудоспособности, недоточеты и ошибки при ручном заполнении полностью исключаются.

Порядок применения электронного больничного несколько отличается от его бумажного предшественника. Напомним последовательность оформления листа нетрудоспособности или, по-простому, больничный.

Работник, получивший больничный на бумаге имеет право на компенсацию нетрудоспособного времени. Для того чтобы ее получить следует:

  • Оформить в медицинском учреждении, заверить печатью больницы/поликлиники;
  • Передать в расчетный отдел по месту работы (бухгалтеру, кадровику).

Со своей стороны представитель работодателя обязан выполнить свои обязанности:

  • Заполнить часть больничного, которая предназначена для работодателя;
  • Определить средний дневной заработок и количество пропущенных по болезни дней;
  • Провести оплату в ближайший день выдачи зарплаты.

В тех регионах, где действует пилотный проект, который позволяет компенсировать расходы больничных дней через ФСС, сотрудник фирмы с пакетом документов передает больничный для расчета и оплаты в фонд.

Как применять электронный больничный

Официально применять электронный больничный начали с 01.07.2017 года. При этом документ на бумаге также имеет силу и оформляется одновременно с электронным. В обязанности медицинского заведения и лечащего врача входит составление электронного экземпляра в единой информационной базе ФСС РФ. Чтобы документ имел силу, его заверяют цифровой защищенной подписью медицинской организации и персонала.

Со своей стороны медицинский работник оформляет электронный больничный документ с согласия больного. Как только врач создает экземпляр в общей базе, больному предоставляется уникальный личный номер больничного, который послужит ключом к расчету и оплате бухгалтером пособия нетрудоспособности.

Бухгалтер работодателя регистрирует личный кабинет на портале cabinets.fss.ru и там же получит доступ к базе листов нетрудоспособности, а также к их расчету. Часть, которая в больничном листе предназначена для работодателя заполняется в личном кабинете. Все данные заверяются цифровой усиленной подписью фирмы.

Далее, сведения попадают к сотрудникам ФСС, и дальнейшая судьба расходов на пособия зависит от региона и законодательства. В первом случае, фирма зачитывает сумму пособия в счет текущих расходов на взносы по ОСС или возмещают затраты из бюджета. Во втором случае сумму пособия напрямую работник получит из бюджета ФСС.

★ Книга-бестселлер "Расчет больничного и страховые взносы в 2018" для чайников (пойми как рассчитывать страховые взносы за 72 часа) куплено 3000+ книг

Кто имеет право оформлять электронный больничный

Правом выдавать лист временной нетрудоспособности наделены казенные медицинские учреждения, частные клиники, специализированные санатории, медики (практикующие частный прием), у которых имеется лицензия на медицинскую деятельность и экспертизу временной нетрудоспособности.

Больничные листы составляются на специальном бланке Минздрава, а порядок обеспечения бланками согласован с ФСС приказом от 29.01.2004 года. Кроме того, есть исключения из общего списка учреждений, которым запрещено законом № 514 от 01.08.2007 года выписывать больничные листы. В списке исключений медицинские служащие:

  • Станций переливания крови;
  • Скорой помощи;
  • Приемного отделения клинических учреждений;
  • Медицинских центров профилактики, катастроф, отдела судебной экспертизы;
  • Лечебниц бальнеологических и грязевых.

Следовательно, лист нетрудоспособности от муниципальной или частной клиники имеют одинаковую силу. При этом медицинское учреждение для перехода на электронные больничные листы должен стать участником единой информационной социальной системы. Сотрудникам, которые наделяются правом подписи электронного документа, потребуется оформить специальную цифровую защищенную подпись.

Что нужно учесть в применении электронного больничного

Согласно документу № 86-ФЗ от 01.05.2017 года электронные листы нетрудоспособности должны применять все лечебные учреждения. Лицо, составляющее электронный документ обязательно берет письменное согласие с пациента для формирования электронного бланка.

Чтобы работник имел возможность получить электронный лист нетрудоспособности работодатель должен зарегистрироваться в единой системе информации на портале ФСС. В этом случае врач создает в базе больничный, который будет открыт к доступу и редактированию работодателем.

Важно! По-прежнему для раздела, который оформляется работодателем, личные сведения о работнике не должны содержать ошибок. Ключевые данные – ИНН, СНИЛС, ФИО работника.

В работе с электронным больничным листом есть преимущества:

  • Не теряется (версия всегда доступна в базе ФСС);
  • Не содержит ошибок (внутренний контроль предупреждает о ключевых сведениях и возможных опечатках);
  • Не фальсифицируется (всегда есть надежный способ проверить подделку).

Важно! Для электронного больничного документа срок оплаты за счет средств ФСС составляет 3 дня, а для бумажного варианта – 10 рабочих дней.

Источников для оплаты нетрудоспособных дней два. Работодатель рассчитывает и оплачивает три первых дня болезни. Из средств ФСС происходит оплата оставшихся дней.

Распространенные вопросы

Вопрос 1: Будет ли отменен бумажный бланк листа нетрудоспособности после введения в действие электронного аналога? Какой штраф заплатит работодатель, если не пользуется электронным бланком?

С 2014 года запущен экспериментальный проект «электронный лист нетрудоспособности». Выборочно в нем участвовали Белгородский, Астраханский, Московский регионы. С 2016 года подключена к проекту и республика Крым. В соответствии с НМА 86-ФЗ бумажные больничные сохранят свою юридическую силу наравне с электронным бланком.

Форму листа выбирает непосредственно пациент. Это также закреплено законодательством. Следовательно, об отмене бумажного варианта документа речи не идет. Из вышесказанного следует, что обе формы бланка используются как альтернативная замена, то штрафа за создание бумажного листа нетрудоспособности закон не предусматривает.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи