Власти стремятся к тому, чтобы оцифровать как можно больше государственных услуг для обеспечения быстроты взаимодействия граждан с различными ведомствами и структурами. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона, согласно которому Министерство экономики и развития предлагает отменить привычные всем лицензии, оцифровать разрешительную документацию и заменить бумажные форматы лицензий выпиской из реестра. В данной статье мы расскажем, когда будет применяться электронная лицензия, когда будет совершен переход с бумажного формата разрешительного документа на цифровой его аналог, и когда готовиться к переменам.
Электронная лицензия — новый законопроект Минэкономразвития РФ
14 июня 2024 года была представлена последняя редакция проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», подготовленного Министерством экономики и развития.
Целью разработки законопроекта является совершенствование лицензионной деятельности в РФ. Основной задачей воплощения проекта в жизнь считается перевод в электронную форму лицензий и разрешительных документов. Предусмотрели чиновники и то, что налогоплательщикам время от времени приходится подтверждать свое право на осуществление конкретного вида деятельности, требующего предварительного оформления лицензии — доказать наличие разрешения можно будет путем представления выписки из реестра, а не бумажной версии документа, оформленного в соответствующем ведомстве.
Прежний порядок получения лицензий
В настоящее время, пока поправки в законе не приняты, лицензию можно оформить, подав заявление в региональное управление лицензирующего органа. Обращаться в ведомство лично не требуется — можно направить заявление и соответствующие документы в электронной форме. Но при этом обязательно подписать электронные документы при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи.
Важно! Лицензия может быть предоставлена в электронном виде при наличии электронной подписи с 1 июля 2012 года.
Аналогичный порядок действует и в случае, когда необходимо переоформить имеющуюся лицензию по истечении срока первичного разрешительного документа. Выдача дубликата или копии лицензии также возможна после направления электронного заявления, заверенного КЭП.
Документы на получение лицензии, копии или дубликата можно направить в лицензирующий орган:
- через официальный сайт лицензирующего органа;
- через Единый портал госуслуг;
- через региональные порталы госуслуг.
Несмотря на то, что оформление лицензий в электронной форме возможно уже сегодня, мало какие компании просят выдать разрешительный документ в электронном формате. Но если лицензию требуется получить впервые или переоформить в электронном виде, необходимо указать это в заявлении. В таком случае лицензирующий орган направит соискателю копию описи о приеме заявления и документов (либо уведомление о необходимости устранить нарушения, чтобы заявка была рассмотрена) в форме электронного документа, заверенного УКЭП — таким образом будет обеспечено подтверждение факта доставки уведомления адресату.
Читайте также статью ⇒ «Усиленная квалифицированная электронная подпись«.
Электронная лицензия — новый порядок подтверждения права на ведение деятельности
Согласно положениям законопроекта, наличие прав на изготовление продукции, оказание услуг или выполнение работ (другими словами, наличие соответствующих разрешений) предприятиям предлагается подтверждать, в случае возникновения такой необходимости, путем подачи запроса в реестр лицензий. Сведения в таком реестре будут опубликованы в открытом доступе — любое заинтересованное лицо сможет обратиться за информацией.
Что касается случаев, когда контрагент или кто-либо другой требует представления документа в бумажной форме, из реестра может быть запрошена бумажная выписка или выписка в электронном виде. За многие другие услуги предпринимателям необходимо уплачивать госпошлину, но за получение выписки не придется уплачивать государственную пошлину.
Важно! Оформление лицензий в электронном формате выгодно не только Правительству по причине решения проблем издержек органов власти. Электронная лицензия также сократит бумажный документооборот налогоплательщиков, избавит от необходимости получения нотариально заверенных копий, уменьшит расходы и ускорит бизнес-процессы.
Следует отметить, что по описанной схеме в настоящее время уже предоставляется ряд услуг (в Росаккредитации, в ФНС, в Росреестре). Кроме того, несколько лет назад были отменены стандартные документы, подтверждающие право собственности на недвижимые объекты имущества — сегодня подтвердить право владения недвижимостью можно путем запроса выписки из реестра.
Читайте также статью ⇒ «Как получить электронную подпись для портала госуслуг«.
Электронная лицензия — процесс перехода
Интересный факт. На протяжении 2017 года было рассмотрено в общей сложности 234 тысячи заявлений о выдаче/переоформлении лицензий, дубликатов. Только 7 тысяч документов было выдано в электронном виде по просьбе заявителей.
Если поправки в Федеральный закон будут одобрены, к 1 января 2024 года завершится процесс перехода к реестровой форме лицензирования. Но выписки из реестра станут заменой бумажным версиям лицензий уже с 1 января 2024 года.
Важно! Если разрешительный документа на осуществление деятельности был выдан предприятию до вступления в силу изменений в законе, лицензии останутся действительными. Однако, записи о такой разрешительной документации к 1 января 2024 года будут приведены в соответствие с новым законодательством.
Пользование данными о лицензиях станет более простым, но процедура получения разрешений останется прежней. Лицензирующему органу после получения заявления и необходимых для рассмотрения заявки документов по-прежнему потребуется до 45 рабочих дней, чтобы проверить предприятие на предмет соответствия лицензионным требованиям и подлинности документов (правдивости сведений).
Законодательные акты по теме «Электронная лицензия»
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ | О лицензировании отдельных видов деятельности |
Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 № 852 | О правилах использования электронной квалифицированной подписью при обращении за получением муниципальных и государственных услуг |
Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 | Перечень лицензирующих органов по видам деятельности |
Типичные ошибки
Ошибка: Налогоплательщики планируют применять бумажные лицензии до 1 января 2024 года, если будут приняты поправки в законе о лицензионной деятельности.
Комментарий: Полный переход на электронные лицензии завершится к 1 января 2024 году, но бумажными лицензиями компании перестанут оперировать уже к 1 января 2024 года, поскольку их заменят выписки из реестра.
Ошибка: Компания готовится к тому, чтобы переоформлять лицензию к 1 января 2024 года на случай, если будут приняты поправки в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Комментарий: Разрешительные документы, которые были выданы до вступления поправок в силу, останутся действительными, и менять лицензию не требуется. Сведения, содержащиеся в реестре о данных лицензиях, будут приведены в соответствие с новым законом к 1 января 2012 года.
Ответы на распространенные вопросы о том, когда начнет действовать электронная лицензия
Вопрос №1: Принесет ли электронная лицензия какую-либо пользу налогоплательщикам?
Ответ: Бумажные лицензии устарели в плане формата. Электронная лицензия помогла бы ускорить бизнес-процессы, сократить издержки и документооборот. Компании избавились бы от необходимости оформления нотариально заверенных копий. Снизились бы коррупционные риски.
Вопрос №2: Если законопроект будет принят, и лицензирующими органами начнет оформляться электронная лицензия, значит, процесс выдачи разрешительного документа упростится? Изменятся ли сроки выдачи лицензий?
Ответ: Нет, предприятия смогут оформить лицензию в течение того же срока, что был установлен ранее. После того, как лицензирующий орган примет заявление и приложенные к нему документы, будет проведена проверка на соответствие заявителя лицензионным требованиям и на достоверность указанных в заявлении данных. Процедура проверки занимает до 45 рабочих дней — в течение этого срока компания сможет получить лицензию, в этом плане ничего не изменится.