Рынок рабочей силы является важной составляющей системы рыночного хозяйства и влияет на формирование структуры занятости. Говоря о категории «рынок рабочей силы», понимают совокупность учреждений, средств и организаций, которые помогают работодателям с наймом работников для определенных проектов, а те, кто стремится получить работу, находят ее, как правило, в соответствии со своим образованием и квалификации.
Очень часто понятие рынка рабочей силы отождествляется с понятием рынка труда. Они, действительно, похожи, но второе масштабнее, поскольку:
- во-первых, включает в себя не только работников занятых в сферах материального и нематериального производства, но и безработных;
- во-вторых, важным структурным элементом является соотношение между трудовыми ресурсами и рабочими местами, процесс миграции населения;
- в-третьих, в состав стоимости рабочей силы, кроме конкретных объектов рынка труда, предусмотренных трудовым договором, относят выходное пособие, выплаты предпринимателей на социальное обеспечение, оплату ежегодных отпусков за выслугу лет, профсоюзной деятельности.
Для рынка рабочей силы характерна система отношений между продавцами рабочей силы и ее покупателями и соответствующей инфраструктурой. Основными субъектами на рынке рабочей силы выступают наемный работник, продающий свою рабочую силу, и работодатели, заинтересованные в том или ином виде рабочей силы. Связующим звеном между этими двумя группами выступают посредники.
Рынок рабочей силы является и подобным, и отличным по сравнению с другими рынками. Общим для всех выступает то, что они регулируются законами спроса и предложения.
Понятие «экономически активное население» входит в понятие «трудовые ресурсы», поскольку включает еще и трудоспособных неработающих людей и обучающихся с отрывом от производства. Реально за понятием «трудовые ресурсы» стоит численность населения, которое физически способно работать. Понятие же “экономически активное население” – это та реальная часть трудовых ресурсов, которая добровольно работает или хочет работать.
Экономически активное население (рабочая сила в соответствии с международной терминологией) состоит из населения обоих полов в возрасте: мужчины от 16 до 59 лет включительно, женщины от 16 до 54 лет включительно за минусом инвалидов, которое в течение определенного периода времени обеспечивает предложение рабочей силы на рынке труда. В состав экономически активного населения (рабочей силы) входят только те лица, которые занимались экономической деятельностью или искали работу и были готовы приступить к ней, то есть классифицируются как занятые и безработные.
Статистика рынка труда в соответствии с международными стандартами опирается на данные выборочных исследований в отношении населения, государственные статистические наблюдения предприятий и организаций, административные данные.
Рабочая активность населения
К основным методологическим определениям и понятиям при проведении выборочных исследований экономической активности населения относятся следующие:
- Экономически активное население – состоит из населения обоих полов в возрасте от 16 до 59 лет мужчины (54 лет женщины), которое в течение определенного периода времени обеспечивает предложение рабочей силы на рынке труда. К этой группе населения относится все население, в том числе: занятые, безработные, экономически неактивные (вне рабочей силы).
- Уровень экономической активности – является относительным показателем по удельному весу рабочей силы. Этот показатель определяется как отношение (в процентах) к численности экономически активного населения в возрасте от 16 до 59 лет мужчины (54 лет женщины) ко всему опрошенному населению указанного возраста или населению по соответствующему социально-демографическому признаку.
- Занятые экономической деятельностью относятся лица в возрасте от 16 до 59 лет мужчины (54 лет женщины), которые на протяжении жизни работали хотя бы один час:
- по найму за вознаграждение в денежном или натуральном виде индивидуально (самостоятельно), у отдельных граждан или на собственном (семейном) предприятии;
- работали бесплатно на предприятии, в бизнесе, принадлежащем любому из членов домохозяйства или в личном крестьянском хозяйстве;
- лица, временно отсутствующие на работе, то есть формально имели рабочее место, собственное предприятие, бизнес, но не работали в течение исследуемого периода по независимым от них лично обстоятельствам.
- Уровень занятости является основным показателем по анализу занятого населения, который рассчитывается как отношение (в процентах) количества занятых определенной возрастной группы ко всему населению соответствующего возраста.
Как видим, большинство занятого населения составляют работающие по найму. Также значительную часть составляют самозанятые граждане.
Рынок труда России, как элемент экономической системы, формируется в специфических условиях, с одной стороны, под влиянием процессов и тенденций в экономической, социальной сферах, социокультурных особенностей общества, а с другой – влияя на социально-экономическое развитие, определяет эффективность экономики, ее конкурентоспособность, благосостояние населения.
Самый высокий уровень безработного населения характерен среди простейших профессий, работников сферы торговли и услуг и рабочих по обслуживанию, эксплуатации и контролю работы технологического оборудования, сборки оборудования и машин.
Одним из важных средств расширения занятости населения и уменьшения безработицы является привлечение к предпринимательству и самозанятости безработных граждан. Ценность этого направления работы определяется еще и тем, что в результате не уменьшается общее количество свободных рабочих мест на предприятиях, использующих наемный труд, у людей формируются качества, необходимые именно в условиях рыночной экономики – стремление к инициативному, творческому образу жизни, ответственность за собственный благополучие.
Гендерная политика
Гендерная политика – это комплексная целенаправленная деятельность государства, международных и негосударственных организаций по интегрированию гендерного подхода для ликвидации всех форм дискриминации по признаку пола в обществе. Таким образом, она является не просто отдельным направлением государственной политики, а интегрирующим компонентом всех составляющих направлений политики государства, учитывающим его влияние на представителей разного пола.
Основные слабые места национального гендерного аппарата в стране:
- слабая сопричастность и координация со стороны Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, что, по мнению большинства министерств, считается основным фактором, сдерживающим эффективную реализацию государственной программы по утверждению гендерного равенства в обществе;
- отсутствие четкого определения задач и обязанностей рабочих групп, что влечет за собой путаницу и пассивность у некоторых из указанных рабочих групп и, следовательно, неодинаковые уровни прогресса;
- неправильный акцент министерств в планировании, практике и процедурах на входящие ресурсы и мероприятия, а не на результаты или итоги;
- отсутствие должным образом построенных показателей измерения прогресса и эффективности вмешательства.
В России идет процесс территориальной сегментации рынка труда, требующий отбора и использования специфических средств и методов регулирования, которые должны учитывать уровень рынка труда – отраслевой, межотраслевой, локальный, региональный, общенациональный, европейский и глобальный.
К основным направлениям регулирования рынка труда относятся:
- достижение высокой конкурентоспособности рабочей силы;
- формирование цены рабочей силы, достаточной для ее расширенного воспроизводства;
- создание стимулов для модернизации основных средств;
- обеспечение профессиональной и количественной сбалансированности потребностей экономики в рабочей силе и ее предложения;
- усовершенствование структуры занятости, в направлении, характерном для развитых инновационных экономик.
Современные условия хозяйствования выдвигают и новые требования к формированию информационной базы по оценке уровня экономической активности населения. Экономическая активность должна определяться не только из-за соотношения занятых и безработных, но и из-за соотношения занятых в формальном и неформальном секторе экономики. Учет такого соотношения позволит:
- повысить уровень стабильности и привлекательности сектора формальной занятости (расширение возможности трудоустройства в сфере формальной занятости, рост оплаты труда и доходов во всех сферах и по видам экономической деятельности, соблюдение норм трудового законодательства, защита прав работников на предприятиях формального сектора);
- стимулировать переход занятых из неформального сектора в формальный, важным направлением которого является внедрение системы социального страхования, в том числе медицинского;
- способствовать развитию малого предпринимательства (упрощение процедуры регистрации и лицензирования деятельности; уменьшение налогов, прежде всего на фонд заработной платы; предоставление льгот предпринимателям, создающим дополнительные рабочие места; предоставление финансовой поддержки предприятиям малого бизнеса средствами гибкой кредитно-налоговой политики);
- обеспечить реальную защиту социально уязвимых слоев населения, создать условия для их усиленного участия в общественном производстве в соответствии с их желаниями и возможностями.