В глазах непосвященных авиаперелеты — одно из самых опасных транспортных средств. Все больше внимания привлекают происходящие в воздухе трагедии. Отчасти это связано с гибелью нескольких десятков пассажиров одновременно, но главной достопримечательностью является редкость этих явлений. Судя по статистическим данным, самолет можно поставить на место наименее рискованного транспорта. Этому во многом способствует авиационная безопасность, включающая в себя многогранные стандарты и правила организации перевозок. Их соблюдение позволяет минимизировать возможные угрозы как в работе аэропортов, так и во время полетов.
Кто обеспечивает безопасность в аэропортах?
За безопасность аэропорта отвечают специальные службы, уполномоченные компетентными органами. В соответствии с инструкциями служба авиационной безопасности должна обеспечить охрану объектов аэропорта, осмотреть экипаж и эксплуатационный персонал, проверить ручную кладь, багаж, бортовые принадлежности и грузы. Кроме того, представители этих служб следят за воздушными судами и поддерживают меры по предотвращению попыток захвата воздушного транспорта.
важно отметить, что сотрудники службы безопасности проходят специальную подготовку. Согласно регламенту, служба авиационной безопасности должна иметь персонал, обученный в сертифицированных центрах.
Требования к инфраструктуре аэропортов
Для полноценной работы и безопасности современного аэропортового комплекса на его территории должны присутствовать следующие конструкции:
- Зона для досмотра багажа и пассажиров, оснащенная соответствующим оборудованием. Их может быть несколько в зависимости от масштаба комплекса.
- Комната для личного досмотра пассажиров.
- Специальные помещения, где можно хранить боеприпасы и оружие.
- Помещения для контроля товаров.
- Служебные помещения, в которых размещаются сотрудники службы безопасности.
- Помещения, предназначенные для отдыха обслуживающего персонала.
- Препятствия.
Вышеупомянутые требования авиационной безопасности к инфраструктурному обеспечению аэропортовых комплексов согласовываются с конкретными компаниями в форме проекта. Например, региональный аэропорт должен получить соответствующее разрешение на строительство, а в дальнейшем и на эксплуатацию объектов управления авиационного надзора территориального значения.
Организация пропускного режима
Организация работы пунктов пропуска осуществляется с соблюдением правил территориального надзора. В режиме доступа, в частности, следует ограничивать нахождение и проезд наземного транспорта к рулежным дорожкам и перронам. Кроме того, авиационная безопасность аэропорта предусматривает установку ограждений на территориях объединенных аэропортов. Все входы и выходы находятся под контролем местных служб безопасности. Персонал, а также обслуживающий персонал, деятельность которого связана с пребыванием в аэропорту, должны соблюдать правила доступа и режимы нахождения на территории. Для членов экипажа, выполняющих летные обязанности и другие служебные функции в контролируемой зоне, предоставляются специальные пропуска и сертификаты.
Охрана воздушных судов и аэропортов
Самолет постоянно контролируется службами безопасности. Это касается и обслуживания машин горюче-смазочными материалами. Процедуры приема и передачи транспорта также проводятся с участием представителей служб безопасности. При организации стоянок самолетов действуют отдельные правила авиационной безопасности. Эти зоны в обязательном порядке оборудуют блок-постами, системами освещения, видеонаблюдения, охранной сигнализацией и т.д.вторжения на территорию.
Предполетный досмотр транспорта
Процедура предполетного досмотра распространяется на пассажиров, почту, грузы, обслуживающий персонал и членов экипажа. Проверка осуществляется непосредственно уполномоченными лицами. Кроме того, авиационная безопасность дает возможность связать сотрудников разведки с проверкой. На контрольно-пропускных пунктах проходят досмотр авиационные рабочие и представители обслуживающего персонала. Члены экипажа не всегда подвергаются такому досмотру, но по общим правилам они должны быть проверены на контрольно-пропускном пункте. В качестве поддержки информации в залах продажи авиабилетов и в пунктах регистрации пассажиров должны быть установлены плакаты и таблички с указанием названий предметов и веществ, которые не разрешены к перевозке. Лица, проводящие предполетный досмотр, должны быть вежливыми и внимательными к пассажирам.
Правила досмотра воздушного транспорта
Осмотр самолета проводится во время его подготовки к полету, а также после полета. Это касается и промежуточных остановок во время транзитных рейсов. В соответствии с инструкцией осмотр проводится по следующим правилам:
- Проверка возможна только в том случае, если все пассажиры и обслуживающий персонал покинули самолет.
- В мероприятии принимают участие только сотрудники технического и инженерного отдела, а также члены летного экипажа. При выполнении международных рейсов безопасность воздушного транспорта требует, чтобы пограничники и таможенники присутствовали на контроле.
- При обнаружении признаков возможной угрозы транспорту и пассажирам самолет проходит дополнительную проверку на специальной стоянке.
Для упрощения и повышения эффективности процедуры бортового досмотра представлена схематическая информация с указанием мест наибольшего риска.
Урегулирование чрезвычайных ситуаций
В данном случае под чрезвычайной ситуацией мы понимаем акты незаконного вмешательства в работу персонала, закрепленного за воздушным транспортом. Для разрешения таких случаев разрабатывается соответствующий план действий. В нем учтены меры, направленные на предотвращение и пресечение захвата и угона транспортных средств. Кроме того, авиационная безопасность в этой части предполагает разработку систем связи и оповещения, инструкций для служб безопасности и дежурства после получения информации об угрозах захвата и т.д. Не менее важен инструктаж в самом аэропорту в случае незаконного вмешательства злоумышленников. Функция наземных расчетов возложена на оперативный штаб, который посредством телефонной связи, радиосигналов и электронной почты может координировать и корректировать действия бортового персонала.
Безопасность в аэропортах федерального значения
В аэропортах, обслуживающих международные перевозки и имеющих федеральный статус, приняты более строгие меры по предотвращению террористических атак. В частности, авиационная безопасность требует соблюдения следующих условий:
- Организация работы кинологической службы.
- Обеспечить контрольно-пропускные пункты автоматизированными средствами проверки допуска персонала.
- Пункты пропуска воздушного транспорта оборудованы системами принудительного отключения. Эта мера была введена для предотвращения угона самолета непосредственно перед взлетом.
- Для предотвращения рисков внедрения взрывчатых веществ в аэропортах планируется организовать трехуровневый досмотр грузов и багажа.
Заключение
Технические средства и организационные методы предотвращения угроз в процессе воздушного транспорта и связанных с ним структур постоянно совершенствуются, повышая уровень защиты. Важно учитывать, что авиационная безопасность осуществляется по разным направлениям. Сюда входит введение контрольных структур в общую инфраструктуру аэропорта, повышение эффективности служб безопасности и внедрение новых средств связи между сотрудниками. При этом средства безопасности по бокам воздушного транспорта регулярно совершенствуются, что способствует предотвращению различных угроз уже во время полета.