В соответствии с законодательными требованиями, некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит финансовой отчетности. В статье расскажем про аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу, поговорим о специфике проведения аудита финотчетности.
Когда необходимо проводить аудит баланса
Действующим законодательством установлены случаи, в которых организации обязаны проводить аудиторскую проверку финансовой отчетности, в том числе – бухгалтерского баланса. Согласно ФЗ-307, обязательства по проверке отчетности возлагаются на предприятия в зависимости от вида осуществляемой деятельности. В частности, ежегодно проводить аудит баланса обязаны:
- организации в форме акционерного общества;
- юрлица – участники рынка ценных бумаг;
- страховые компании;
- НПФ – негосударственные организации, формирующие пенсионные накопления граждан;
- кредитные учреждения (в том числе банки).
Кроме того, обязательства по проведению ежегодного аудита баланса могут возникнуть у:
- организации, объем выручки которой в отчетном годы превысил 400 млн. руб.;
- компании с активами более 60 млн. руб. (по состоянию на конец отчетного года);
- юрлицо эмитирует ценные бумаги.
Полный перечень ситуаций, при которых компании обязаны проводить аудит баланса, приведен в ФЗ-307.
Порядок проведения аудита баланса
Для проведения проверки бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности предприятие может привлекать как аудиторскую контору, так и независимого аудитора (самозанятое лицо). Основанием для проведения проверки является договор, заключенный в строгом соответствии с действующими нормами ГК РФ. Читайте также статью: → «Срок сдачи бухгалтерского баланса 2024».
Процедура аудиторской проверки состоит из следующих этапов:
- Этап 1 – подготовка. На начальном этапе аудита стороны заключают договор, после чего аудиторы определяют общие объемы предстоящей проверки и составляют предварительный план мероприятий.
- Этап 2 – планирование. На основании заключенного договора и предварительного анализа, аудиторы составляют план предстоящей проверки. Как правило, план оформляется в виде графика с указанием отдельных последовательных операций и периода их осуществления.
- Этап 3 – запрос документов. Составив график, аудиторы запрашивают документы, необходимые для проверки. Помимо основного документа – бухгалтерского баланса – проверяющим также необходимо предоставить основную финансовую отчетность (отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств, т.п.), при необходимости – первичные документы, подтверждающие отраженные операции. Организация – заказчик предоставляет документы для проверки на основании письменного запроса аудиторов. Читайте также статью: → «Заполнение отчета о финансовых результатах».
- Этап 4 – проведение аудита. Получив требуемые документы, аудиторы переходят к основному этапу – проверке данных бухбаланса. Цель аудита бухгалтерского баланса – установление достоверности указанных в отчетности данных. В процессе проведения проверки, аудиторы сверяют информацию в балансе с прочими документами (отчетные формы и первичные документы), подтверждая таким образом корректность и полноту внесенных данных.
- Этап 5 – составления заключения. По факту окончания проверки аудиторы составляют заключение, в котором подтверждают/опровергают достоверность данных баланса, а также дают руководителю организации дополнительные рекомендации относительно порядка организации и ведения бухучета и составления отчетности.
Особенности составления аудиторского заключения
Законом не установлена форма, согласно которой аудитор обязан составлять заключение по факту осуществленной проверки. Документ составляется в свободной форме, с указанием следующей информации:
- общие данные о целях проведения аудита;
- полная информация о проверяемой компании (наименование, юридический адрес, код ОГРЮЛ);
- данные об аудиторской организации (наименование, юридической адрес, номер свидетельства о госрегистрации);
- перечень проверяемых документов (бухгалтерский баланс в составе финансовой отчетности);
- список документов, которые были дополнительно использованы для проверки;
- заключение (установление/опровержение факта достоверности бухбаланса);
- рекомендации.
Также в тексте аудиторского заключения может быть указаны подробные данные, касающиеся процедуры проверки (метод проверки, график мероприятий, т.п.), а также содержать ФИО экспертов, непосредственно участвовавших в аудите. Читайте также статью: → «Особенности проведения внутреннего финансового аудита».
Перечень информации, отражаемой в заключении, согласовывается аудитором и заказчиком на этапе заключения договора, при этом текст заключения должен быть составлен в строгом соответствии с установленными требованиями.
Передача заключения в контролирующие органы
Обязательства по предоставлению аудиторского заключения в контролирующие органы имеют только те организации, которые обязаны проводить ежегодную проверку на основании законодательных требований. В подобных случаях предприятия должны подавать заключение в Росстат в течение 10-ти дней с момента подписания такого заключения. За нарушение порядка подачи заключения с организации может быть взыскан штраф в размере от 20.000 руб. до 70.000 руб. В случае если порядок нарушен повторно, сумма штрафа возрастает до 100.000 руб. – 150.000 руб.
Если компания не обязана ежегодно проводить аудит, и проверка проведена по инициативе компании, то полученное от аудиторов заключение может быть использовано исключительно для внутреннего пользования компании (например, для предоставления акционерам). Подавать документ в контролирующие органы не требуется.