8. Как проходит и что такое общественное обсуждение закупок

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
698 просмотров
Содержание Содержание

Государственные учреждения, совершающие контрактные закупки в соответствии с правилами, предусмотренные ФЗ-44, обязаны проводить общественное обсуждение своих тендеров. Это правило зафиксировано в содержании ст. 20 ФЗ-44.

Когда проводится общественное обсуждение?

Общественное обсуждение государственных закупок проводиться в отношении каждого тендера, проводимого в соответствии с правилами из ФЗ-44. Заказчик должен самостоятельно организовать слушание. В правилах проведения обсуждения не предусмотрены какие-либо сроки. Единственно требование заключается в том, что итоговый протокол обсуждения должен быть подготовлен не позднее, чем за пять суток до даты приема заявок на проведение торгов.

Проводить обсуждение обязаны:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия, не перешедшие на регламент проведения закупок по ФЗ-223;
  • государственные бюджетные автономные учреждения, если целью закупки является инвестиция в строительство или приобретение уже готового недвижимого имущества, а денежные средства на реализацию задачи были выделены из федерального, регионального или муниципального бюджета (в таком случае они работают по правилам ФЗ-44, следовательно, на них начинают распространяться все нормы этого закона, в том числе и обязательство по проведению общественного обсуждения);
  • коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели или граждане, официально ведущие профессиональную деятельность в качестве самозанятых, если они получили заказ от государственного бюджетного учреждения, которое само является исполнителем контрактной закупки.

В каких случаях общественное обсуждение не требуется?

Общественное обсуждение государственных контрактных закупок по общим правилам проводится всегда. Однако есть и исключения. Заказчику не нужно заниматься организацией заседания, если имеет место  один или несколько из следующих факторов:

  • общая стоимость заявленной закупки не превышает значение в 1 млрд. руб.;
  • в качестве метода определения исполнителя заказа был выбран закрытый способ исполнения;
  • цель реализации закупки напрямую связана с государственной обороной (заказы от МВД, правоохранительных органов, Вооруженных Сил РФ и т. д.);
  • закупка проводится повторно по той причине, что на ранее на первом ее этапе не удалось определить исполнителя (в таком случае обсуждение уже проводилось);
  • общая стоимость заявленной закупки не превышает значение в 2 млрд. руб., а ее целью являются работы по возведению, ремонту или сносу объекта капитального строительства.

Порядок обсуждения

Регламентированный на законодательной уровне порядок обсуждения предусматривает два этапа:

  1. Заочное ознакомление с документацией.
  2. Очное слушание.

Стать участниками слушания могут:

  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели;
  • представители юридических лиц.

Чтобы изъявить свое мнение по вопросу закупки, перечисленные выше категории лиц должны зарегистрироваться в качестве участника обсуждения в Единой Информационной Системе (ЕИС).

Заочное ознакомление с документацией

Первый этап общественного обсуждения проходит в онлайн-формате. Он начинается с момента, когда план-график, составленный заказчиком, успешно проходит согласование контрольно-надзорными органами, после чего публикуется в открытый доступ в Единую Информационную систему.

С этого момента начинается обсуждение. Все пользователи, зарегистрировавшиеся в качестве участников в ЕИС могут задавать вопросы по объекту закупки. В свою очередь заказчик обязан отвечать на каждый комментарий пользователей в течение двух дней (за исключением выходных и праздников).

В общей сложности продолжительность первого этапа обсуждения должна составлять не менее 20 суток. Отсчет ведется со дня публикации плана-графика закупок в свободном доступе в ЕИС.

По факту окончания заочного ознакомления с закупкой (не ранее, чем спустя 20 суток с начала обсуждения и не позднее, чем за 5 дней до даты окончания приема заявок на исполнение закупки) заказчик должен составить протокол и отправить его на проверку.

В содержании документа ему необходимо отразить:

  • реквизиты учреждения;
  • персональные данные ответственного за заполнение документов должностного лица;
  • список всех полученных от участников обсуждений сообщений;
  • список всех данных на полученные сообщения ответов;
  • итоговое решение, принятое в результате обсуждений.

В качестве итогового решения следует использовать одну из формулировок:

  • «закупка отменена» — если по результатам первого этапа было принято соответствующее решение;
  • «закупка будет проведена с учетом замечаний» — если по результатам первого этапа были несущественные замечания, которые могут быть исправлены;
  • «закупка будет проведена без учета поступивших предложений» — если по результатам первого этапа отсутствовали какие-либо замечания и предложений, или если же полученные комментарии не касаются вопроса обсуждения или являются необъективными.

Подготовленный протокол следует загрузить в ЕИС в течение 2 рабочих суток со дня окончания первого этапа общественного обсуждения.

Очное слушание

Второй этап обсуждения — это очная встреча заказчика с участниками слушаний. Регламент предусматривает проведение процедуры в формате диалога представителя государственного учреждения с участниками. Весь процесс слушания протоколируется и фиксируется на аудиозапись.

Проведение очного слушания невозможно, если на нем не будут присутствовать:

  • руководитель учреждения или его заместитель, наделенный соответствующими полномочиями на его представление;
  • руководитель отдела по контролю за закупками учреждения или его заместитель, наделенный соответствующими полномочиями.

По итогам очного слушание также составляет протокол. Его форма ничем не отличается от первого документа за тем лишь отличием, что к этой версии дополнительно прикладывается аудиозапись проведенного собрания. Отчет по проведению второго этапа также подлежит публикации в ЕИС в течение двух суток с момента проведения собрания.

Ответственность за несоблюдение требований по проведению общественного обсуждения

Перед утверждением государственной контрактной закупки учреждение, выступающее заказчиком, обязано провести общественное обсуждение (кроме случаев, предусмотренных соответствующими законодательным исключениями).

Если по все правилам учреждение было обязан провести обсуждение, но не сделало это, то подобная ситуация классифицируется как административное правонарушение. Таковыми же будут считаться случаи, когда обсуждение было проведено с нарушениями или же были нарушены сроки слушаний или публикации и отправки документов.

В качестве меры ответственности за нарушение, связанное с вопросов проведения обязательных общественных обсуждений государственной контрактной закупки ст. 7.29.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 30 тыс. руб.

7. Требования к закупаемым заказчиком товарам/работам/услугам и нормативным затратам на обеспечение функций гос. органов и иных органов (нормирование)

9. Как рассчитывается начальная (максимальная) цена контракта?

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи