7. Требования к закупаемым заказчиком товарам/работам/услугам и нормативным затратам на обеспечение функций гос. органов и иных органов (нормирование)

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
781 просмотров
Содержание Содержание

Государственные учреждения, получающие финансирование из бюджетов федерального, регионального или муниципального уровня, не могут просто так расходовать выделенные денежные средства. 

Они обязаны документально согласовывать свои расходы с соответствующими контрольно-надзорными органами. Если по факту рассмотрения документов последние решат, что заявленный контракт не отвечает законодательным требованиям по нормированию, то своим решением они запретят заказчику приобретать товар.

Правила нормирования – что это такое?

Правило необходимости соответствия заявляемых в плане-графиков контрактных закупок предусмотренным требованиям нормирования закреплены в содержании ст. 19 ФЗ-44. В содержании документа прописано, что каждая позиция в поданном отчетном документе, должна быть обоснована.

В зависимости от типа приобретаемого товара, получаемой услуги или заказываемых работ, контрольно-надзорные учреждения могут требовать от заказчика необходимости соблюдения нормированных правил по следующим характеристикам приобретаемой продукции:

  1. 7. Требования к закупаемым заказчиком товарам/работам/услугам и нормативным затратам на обеспечение функций гос. органов и иных органов (нормирование)

    Открытый источник

    Качество. Если заявленный на закупку товар является некачественным (вопрос не фактического состояния, а соответствия какому-либо стандарту). То есть, если согласно каким-либо государственным нормам необходимо использовать ту модель товара, которая будет соответствовать ГОСТу, а заявленная в плане-графике позиция не отвечает этому правилу, то подобная закупка будет признана ненормированной.

  2. Количество. Если количество объектов одного и того же товара в заявленном плане-графике закупок значительно превышает средние значения, то подобная закупка также будет признана ненормированной. Например, станция скорой помощи не вправе заявлять на приобретение условные 10 автомобилей, когда согласно нормативам для населения, которое входит в ее юрисдикцию, достаточно будет 7 транспортных средств.
  3. Потребительское свойство. Если у заявленного на закупку товара есть более дешевая альтернатива, которая в полной мере способна удовлетворить потребности и выполнять поставленные задачи, при этом без каких-либо существенных отличий по качеству, то первоначальная позиция будет признана ненормированной закупкой. То есть, если у изначально запрашиваемого на закупку товара имеются «лишние» потребительские свойства, которые никоим образом не влияют на качестве его основного рабочего процесса, то при наличии более дешевой альтернативы контрольно-надзорный орган запретит проведение закупку.

Помимо перед согласованием каждой закупки контрольно-надзорное учреждение проверяет такой факт, нуждаемость заказчика в товаре – если поликлиника или больница заявит необходимость приобретения автомобиля скорой помощи, то к такой закупке никаких вопросов не будет, однако если эту же самую скорою помощь запросит, например, государственная стоматологическая клиника, то ей в приобретении будет отказано по причине отсутствия нуждаемости.

На Заметку: Указанную выше информацию не следует воспринимать, как тезис «при наличии какого-либо товара в собственности заказчику гарантированно будет отказано в приобретении продукта аналогичного назначения». Это не так. Во-первых, для каждого продукта, приобретаемого государственным учреждением, устанавливается свой срок службы. По его истечении товар гарантированно будет заменен даже в том случае, если он продолжает штатно функционировать. Во-вторых, если новый аналогичный по назначению товар, например, оборудование, обладает более широкими функциональными возможностями, необходимость использования которых обоснована, то опять же закупка будет согласовано несмотря на уже имеющийся аналогичный продукт.

Принцип формирование правила нормирования

Правила нормирования государственных контрактных закупок формируется в три последовательных этапа:

  1. Первоначально устанавливаются общие работы системы в вопросе нормирования закупок. Определяются на уровне федерального законодательства.
  2. Далее определяются конкретные значения нормативов. В зависимости от конкретного показателя они определяются исполнительными федеральными/или региональными органами власти, а также учреждениям самоуправления местного уровня (администрации муниципалитетов). 
  3. В заключение информация частично правится под конкретные виды закупаемых товаров, получаемых услуг и выполняемых работ.

На какие учреждения распространяются правила нормирования контрактных закупок по ФЗ-44?

В Российской Федерации процесс закупок чего-либо на выделенные государством денежные средства может регулироваться либо ФЗ-44, либо ФЗ-223. Правила нормирования актуально только при совершении действий согласно ФЗ-44. Соответственно, соблюдать их должны только те учреждения, которые обязаны закупить в соответствии с контрактными правилами.

Учитывать нормирование закупки при подаче ежегодного плана-графика на согласования обязаны учреждения, являющиеся:

  • государственными;
  • региональными;
  • муниципальными;
  • органами, которые управляются государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетными автономными учреждениями (только если целью закупки является капиталовложение в строительство или покупка уже готового недвижимого имущества, а источником финансирования является государство);
  • государственным унитарными предприятиями (только если после изменений 2017-2018 гг. не вернулись на алгоритм проведения закупок по 223-ФЗ).

На Заметку: В случае нарушения положения о нормировании государственных закупок ответственность несут конкретные должностные лица в персональном порядке. За подобные деяния предусмотрено административное наказание в виде штрафа.

Последние корректировки законодательных норм в вопросе нормирования государственных контрактных закупок по ФЗ-44

Последние изменения в вопросе нормирования контрактных закупок государственным бюджетными учреждения в соответствии с правилами из ФЗ-44 датированы декабрем 2020 года. 9.12.20 было издано отдельное Постановление Правительства №2062, которое вступило в действие 23 числа того же месяца. 

Этим документов были приняты следующие изменения:

  • установка предельной допустимой стоимости государственных закупок в отношении таких объектов, как SIM-карты для мобильной связи, смартфоны и планшеты, компьютеры и ноутбуки;
  • ввод запрета на приобретение через систему контрактных закупок транспортных средств, которые были бы закреплены за конкретным государственным служащим (теперь разрешается приобретать транспорт только в общее пользование учреждения).

Помимо этого, с 5 декабря 2020 года вступило в действие ПП РФ №1913 от 24 ноября 2020 года. В результате была масштабно дополнена методика вычисления и определения нормативных затрат.

6. Обоснование закупок. Что если планируемая закупка признана необоснованной

8. Как проходит и что такое общественное обсуждение закупок

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи