Учет возвратных отходов производства

В данной статье мы рассмотрим учет возвратных отходов производства. Узнаем, что относится к отходам. Разберемся, как различаются виды отходов. Поговорим, какими документами оформляются отходы на складе.

В любой компании, занимающейся производством, обязательно возникают отходы разных видов. Одни из них позднее снова направляются в дело, другие – продаются, третьи – не подлежат использованию. Чтобы правильно провести их оприходование, дальнейшее использование или продажу, а также не ошибиться в расчёте налогов, бухгалтеру нужно вооружиться точными знаниями. О том, какими бывают отходы, чем они отличаются, какими документами оформляются и как влияют на налогообложение и будет рассказано.

Что относится к отходам

Отходами на производственном предприятии могут быть вещи, которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства.

К ним относятся:

  1. Остаточное сырьё;
  2. Собственная продукция;
  3. Полуфабрикаты;
  4. Материалы;
  5. Товарные остатки;
  6. Носители тепла.

Их делят на две группы:

  • отходы возвратные;
  • безвозвратные.

Важно! Возвратные отходы необходимо выделять из всех видов материалов, отличать от сопряжённой продукции и других активов, так как от такой дифференциации зависит верный расчёт себестоимости, а, следовательно, и базы для налогообложения.

Как различаются виды отходов

Разделение безвозвратных и возвратных отходов производится по их признакам:

 

Отходы возвратные

 

 

Отходы безвозвратные

Сходство
 

Наличие материального воплощения*

 

Являются продуктом процессов изготовления

 

Изменили/потеряли свойства в полном объёме или их часть

 

Различие
 

Приносят доход

 

Подлежат будущему использованию:

 

— во всех видах процессов производства с увеличением затратной части

 

— по назначению, не соответствующему первоначальному

 

 

 

Не дают экономической выгоды

 

Не используются в данном производстве, но:

 

— годны для изготовления других разновидностей товаров, продукции

 

— возможен выпуск в качестве сопряжённых (попутных) продуктов

 

 

Существует вид отходов, относящийся к безвозвратным, у которых нет материальной формы, к примеру, такие, как: испарение, улетучивание, утруска, усушка материалов. Читайте также статью: → «Налоговый вычет при покупке квартиры в новостройке»

Важно! При расчёте прибыли из суммы расходов, относящихся к материальным, необходимо вычесть сумму возвратных отходов, и, напротив, отходы, относящиеся к разряду безвозвратных, прибавить к ним.

Возвратные отходы также имеют подвиды.

Их делят на:

  • используемые – те, что потребляются фирмой в производственных операциях;
  • неиспользуемые – те, что могут пригодиться для хознужд или для продажи другим предприятиям.

Какими документами оформляются отходы на складе

Те отходы, что выявлены при изготовлении продукции, обязательно должны быть:

  • посчитаны и взвешены;
  • сданы на склад.

Важно! Если сосчитать и взвесить полученные отходы не представляется возможным, применяется расчётный метод: количество продукции умножают на норму расходов, утверждённую документально.

Для сдачи и оформления прихода на склад и реализации используются такие документы, как:

Наименование формы Документ
МХ-18 Накладная на передачу продукции на склад
М-4 Складской приходный ордер
М-11 Требование-накладная, которой фиксируется отпуск при повторном поступлении в производство
ТОРГ-13 Накладная на передачу товаров, тары при движении внутри фирмы
ТОРГ-17 Журнал, где фиксируется сохранность и движение продукции в переделах складов
М-8 Лимитно-заборная карта для отпуская при повторном использовании в изготовлении продукции
М-15 Накладная на отгрузку на сторону при отпуске другой организации
ТОРГ-12  

Товарная накладная при продаже


Важно! Эти документы являются основанием, по которому уменьшаются затраты и расходы в бухгалтерском и налоговом учёте соответственно.  Кладовщик не указывает стоимость оприходованных активов, это делается впоследствии бухгалтерией путем заполнения соответствующих граф на основании расчёта стоимости произведённых расходов. 

Во всех бухгалтерских документах обязательно должны присутствовать сведения о расходах.

К таким данным относятся:

  1. Количество отходов;
  2. Единицы, в которых они измеряются (шт., кг, м, кв.м);
  3. Цена.

Важно! Начиная с 2013 года организации могут использовать документы, разработанные ими самостоятельно, но с учётом их обязательного утверждения руководителем и указанием необходимых реквизитов – тех, что соответствуют требованиям законодательства о бухучёте.

Учёт бухгалтерией отходов при ОСНО

Для фиксации движения возвратных отходов в бухгалтерском учёте применяется счёт 10 Материалы», субсчёт 10-6 «Прочие материалы». Возвратные отходы принимаются к учёту по счёту 10 в корреспонденции со счётом 20 «Основное производство». Читайте также статью: → «Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей»

Важно! Ежедневно в бухгалтерскую службу должны поступать отчёты заведующего складом (другого складского работника), составленные на основании движения по складу в числе прочих ТМЦ и отходов, имеющих отношение к возвратным, за предшествующий день.

 

При этом проводки выглядят следующим образом:

  • Д 10-6 К 20 – поступили отходы;
  • Д 20 К 10-6 – отходы вновь отданы в производство.

Проводки, отражающие доход от реализованных возвратных отходов, квалифицируемый как прочий, будут такими:

  • Д 62 К 91-1

Когда списывается стоимость отходов, по которой они приняты к учёту, это отражается проводкой:

  • Д 91-2 К 10-6

Пример

 ООО «Подсолнух» даёт «вторую жизнь» отстоям масла, которые накопились в баках при его хранении. Процесс производства охватывает 1 квартал 2017 года. На складе зафиксировано поступление из производства подсолнечного масла. Его себестоимость составила 140 000 рублей. 400 кг отстоев, определённых как возвратные отходы, взяты в учёт по 6 рублей за один килограмм. Затем они снова были отданы в производство. В итоге выработано масло с себестоимостью, составившей 175 000 рублей. В её составе присутствуют возвратные отходы в сумме 2 400 рублей (6 руб. х 400 кг). Доход после продажи продукции составил 225 000 руб. В него входит НДС – 34 322 рублей.

Проводки по ОСНО

В таблице мы рассмотрим содержание операций:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма в рублях
Затраты по изготовлению продукта – масла подсолнечного 20.1 02; 10; 60; 70; 69 140 000
Оприходование отходов, отнесённых к возвратным 10.6 20.1 2 400
Себестоимость за минусом отходов 43 20.1 137 600
Доход от продаж 62 90.1 225 000
НДС от дохода 90.3 68.2 34 322
Списание себестоимости 90.2 43 137 600
Результат от продажи продукта 90.9 99 53078

Возвратные отходы должны приходоваться бухгалтерской службой именно в тот момент, когда они выявлены – по окончании процесса изготовления продукции.

Важно! Отходы, отнесённые к возвратным, могут привести к уменьшению стоимости только тех материальных ценностей, во время выработки которых они возникли.

Отражение в налоговом учёте

При фиксации движения возвратных отходов в налоговом учёте нужно руководствоваться следующими указаниями НК РФ:

  1. При использовании метода начисления стоимость отходов, определяемых как возвратные, уменьшает затраты организации в налоговом периоде, соответствующем налоговому периоду их вторичного поступления в производство.;
  2. При этом нужно учесть, что день, когда они были фактически использованы (повторно поступили в производство или в продажу) в расчёт не берётся;
  3. Также необходимо помнить, что при исчислении налога на прибыль, когда общие расходы уменьшаются на возвратные отходы, обязательно их соответствующее документальное оформление с помощью указанных выше регистров.

Важно! Возвратные отходы в обоих видах учёта имеют одинаковое отражение: их приход оформляется в тот день, когда они появились, а уменьшение стоимости продукции происходит в том же налоговом периоде.

Как оцениваются отходы в бухучёте

Важно! Бухгалтерское законодательство предоставляет компании право применения любого из способов, которыми оцениваются отходы, не зависящего от их будущего назначения (продажи или отпуска в производство). При этом нужно обязательно прописать методику, по которой определяется цена, в учётной политике.

Учёт запасов, как определено методическими указаниями по МПЗ, производится по:

  1. Цене, по которой их можно их использовать;
  2. Продажной цене.

Важно! Если в бухучёте используется цена отходов, соответствующая возможной или расчётной продажной цене, то может возникнуть ситуация, когда при реализации цена изменится.  В таком случае на образовавшуюся разницу корректировка не производится. При этом у фирмы возникает либо прочий доход, либо убыток.

Оценка в налоговом учёте

Налоговое ведомство указывает на существование двух способов оценки отходов:

  1. По возможной цене использования в производстве, которая ниже, чем у материала-исходника;
  2. По цене рынка, когда отходы предназначены к продаже.

Важно! В налоговом учёте предполагается различие с бухгалтерским учётом, заключающееся в том, что в первом присутствует зависимость оценки отходов от того, как они будут использованы в будущем. Как и в бухгалтерском учёте, в налоговом учёте, если цена фактической продажи не тождественна цене оприходования, её переоценка не производится.

Учёт при упрощённой системе налогообложения

Доходы минус расходы

 Здесь действуют правила, применяющиеся при ОСНО. Читайте также статью: → «Дебет и кредит в бухгалтерском учете»

  1. При уплате единого налога по схеме «Доходы минус расходы» затраты предприятия должны быть уменьшены на сумму возвратных отходов при их вторичном запуске в производство;
  2. Когда возвратные отходы продаются, увеличивается база обложения единым налогом. При этом они учитываются в составе расходов.

Доходы

  1. Если применяется уплата налога с объекта «Доходы», то возвратные отходы при их отгрузке в производство не подлежат учёту при налогообложении;
  2. Если происходит продажа, то увеличивается база по обложению единым налогом.

Важно! Налог на добавленную стоимость по возвратным отходам, проданным другой компании, при УСН отсутствует.

Учёт при едином налоге на вменённый доход

В отличие от учёта возвратных отходов при основной системе налогообложения, организация, уплачивающая единый налог на вменённый доход, согласно НК РФ, не может реализовывать товары, которые она сама производит. Под это правило подпадают и возвратные отходы. Такое предприятие может реализовывать по системе ЕНВД только покупные товары в розницу. Если предприятие на ЕНВД будет производить продукцию, то ему в таком случае нужно организовать раздельный учёт:

  • При совмещении «вменёнки» и основной системы – раздельный учёт по ЕНВД, прибыли и НДС;
  • При совмещении «вменёнки» и «упрощёнки» – учёт по ЕНВД и налогу по УСН.

Учет возвратных отходов производства: вопросы по возвратным отходам

Вопрос № 1. Можно ли квалифицировать как возвратные отходы годные запасные части, оставшиеся после ремонта основных средств?

Ответ:  Нет, нельзя, так же, как и другие ценности, возможные в применении после ремонта, реконструкции и модернизации ОС.

Вопрос № 2. Можно ли в бухучёте, оценивая возвратные отходы, применять другие методы, кроме отмеченных в методических рекомендациях?

Ответ:  Существует метод оценки запасов по МСФО (действует на территории России с 2011 года). Это использование наименьшей из величин: 1. себестоимости и 2. чистой оценки продажи (расчётной продажной цены за минусом затрат на окончание производственного процесса или продажу). Он подлежит применению при условии указания его в учётной политике компании.

Вопрос № 2. Возможно ли применение предполагаемой цены реализации при налоговом учёте?

Ответ:  Да, как правило налоговые инстанции не возражают против этого.

Вопрос № 4. Как исчислить пониженную оценку материалов, которую требует использовать Ответ:  Налоговый кодекс при повторном применении отходов в процессе производства при расчёте прибыли?

Пониженная оценка отходов определяется бухгалтерией предприятия на основании данных экономических служб с учётом их разновидности, специфики техпроцессов, полезности материалов.