Аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу

Автор статьи

Амина С.

2 минуты на чтение
862 просмотров
Содержание Содержание

В соответствии с законодательными требованиями, некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит финансовой отчетности. В статье расскажем про аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу, поговорим о специфике проведения аудита финотчетности.

Когда необходимо проводить аудит баланса

Действующим законодательством установлены случаи, в которых организации обязаны проводить аудиторскую проверку финансовой отчетности, в том числе – бухгалтерского баланса. Согласно ФЗ-307, обязательства по проверке отчетности возлагаются на предприятия в зависимости от вида осуществляемой деятельности. В частности, ежегодно проводить аудит баланса обязаны:

  • организации в форме акционерного общества;
  • юрлица – участники рынка ценных бумаг;
  • страховые компании;
  • НПФ – негосударственные организации, формирующие пенсионные накопления граждан;
  • кредитные учреждения (в том числе банки).

Кроме того, обязательства по проведению ежегодного аудита баланса могут возникнуть у:

  • организации, объем выручки которой в отчетном годы превысил 400 млн. руб.;
  • компании с активами более 60 млн. руб. (по состоянию на конец отчетного года);
  • юрлицо эмитирует ценные бумаги.

Полный перечень ситуаций, при которых компании обязаны проводить аудит баланса, приведен в ФЗ-307.

Порядок проведения аудита баланса

Для проведения проверки бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности предприятие может привлекать как аудиторскую контору, так и независимого аудитора (самозанятое лицо). Основанием для проведения проверки является договор, заключенный в строгом соответствии с действующими нормами ГК РФ. Читайте также статью: → «Срок сдачи бухгалтерского баланса 2024».

Процедура аудиторской проверки состоит из следующих этапов:

  • Этап 1 – подготовка. На начальном этапе аудита стороны заключают договор, после чего аудиторы определяют общие объемы предстоящей проверки и составляют предварительный план мероприятий.
  • Этап 2 – планирование. На основании заключенного договора и предварительного анализа, аудиторы составляют план предстоящей проверки. Как правило, план оформляется в виде графика с указанием отдельных последовательных операций и периода их осуществления.
  • Этап 3 – запрос документов. Составив график, аудиторы запрашивают документы, необходимые для проверки. Помимо основного документа – бухгалтерского баланса – проверяющим также необходимо предоставить основную финансовую отчетность (отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств, т.п.), при необходимости – первичные документы, подтверждающие отраженные операции. Организация – заказчик предоставляет документы для проверки на основании письменного запроса аудиторов. Читайте также статью: → «Заполнение отчета о финансовых результатах».
  • Этап 4 – проведение аудита. Получив требуемые документы, аудиторы переходят к основному этапу – проверке данных бухбаланса. Цель аудита бухгалтерского баланса  – установление достоверности указанных в отчетности данных. В процессе проведения проверки, аудиторы сверяют информацию в балансе с прочими документами (отчетные формы и первичные документы), подтверждая таким образом корректность и полноту внесенных данных.
  • Этап 5 – составления заключения. По факту окончания проверки аудиторы составляют заключение, в котором подтверждают/опровергают достоверность данных баланса, а также дают руководителю организации дополнительные рекомендации относительно порядка организации и ведения бухучета и составления отчетности.

Особенности составления аудиторского заключения

Законом не установлена форма, согласно которой аудитор обязан составлять заключение по факту осуществленной проверки. Документ составляется в свободной форме, с указанием следующей информации:

  • общие данные о целях проведения аудита;
  • полная информация о проверяемой компании (наименование, юридический адрес, код ОГРЮЛ);
  • данные об аудиторской организации (наименование, юридической адрес, номер свидетельства о госрегистрации);
  • перечень проверяемых документов (бухгалтерский баланс в составе финансовой отчетности);
  • список документов, которые были дополнительно использованы для проверки;
  • заключение (установление/опровержение факта достоверности бухбаланса);
  • рекомендации.

Также в тексте аудиторского заключения может быть указаны подробные данные, касающиеся процедуры проверки (метод проверки, график мероприятий, т.п.), а также содержать ФИО экспертов, непосредственно участвовавших в аудите. Читайте также статью: → «Особенности проведения внутреннего финансового аудита».

Перечень информации, отражаемой в заключении, согласовывается аудитором и заказчиком на этапе заключения договора, при этом текст заключения должен быть составлен в строгом соответствии с установленными требованиями.

Передача заключения в контролирующие органы

Обязательства по предоставлению аудиторского заключения в контролирующие органы имеют только те организации, которые обязаны проводить ежегодную проверку на основании законодательных требований. В подобных случаях предприятия должны подавать заключение в Росстат в течение 10-ти дней с момента подписания такого заключения. За нарушение порядка подачи заключения с организации может быть взыскан штраф в размере от 20.000 руб. до 70.000 руб. В случае если порядок нарушен повторно, сумма штрафа возрастает до 100.000 руб. – 150.000 руб.

Если компания не обязана ежегодно проводить аудит, и проверка проведена по инициативе компании, то полученное от аудиторов заключение может быть использовано исключительно для внутреннего пользования компании (например, для предоставления акционерам). Подавать документ в контролирующие органы не требуется.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи