Любой водитель. Который перевозит грузы или пассажиров, должен быть в хорошем физическом состоянии пере выполнением своей работы. Для фиксации этого физического состояния и существуют журналы предрейсового медицинского осмотра водителей.
Какие цели преследует данный документ
Чтобы убедиться, что водитель готов к ответственной работе, сопряженной с вниманием, реакцией, сосредоточенностью, Минздрав России предписывает каждому водителю утром перед сменой проходить медицинский осмотр. Журнал фиксирует показатели состояния водителей и подтверждает документально, что состояние было в рамках установленного норматива, а именно:
- Водитель не был с похмелья;
- Не пьяный;
- Физическое состояние не изменено вследствие иных факторов;
- Давление в норме;
- Жалоб нет.
Все эти ежедневные утренние обследования призваны предотвратить аварию и избежать негативных последствий по вине водителя.
Критерии вносимой информации
В любой официальный документ, в том числе и в журнал регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров, должны быть внесены и обозначены важные пункты. В журнале таковыми являются:
- наличие или отсутствие жалоб у водителя,
- показатели физического осмотра,
- температура тела,
- артериальное давление,
- пульс,
- результат проверки на алкогольное опьянение.
Документ должен быть завизирован медиком.
Важно! Обычно результаты обследования, занесенные в журнал, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.
На основании каких документов
Обязательное ведение журнала регламентировано Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Согласно п. 14 приказа он должен заполняться перед каждой рабочей сменой водителя и содержать итоги медосмотра и заключение медицинского сотрудника по итогам медосмотра. Все данные должны быть закреплены подписями медицинского сотрудника, проводящего осмотр (с расшифровкой), и осматриваемого водителя.
Читайте также статью: → Новый порядок учета СИЗ в 2024 году.
Какие сведения необходимы?
В соответствии с письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 определены данные, которые должны быть в журнале:
- ФИО водителя;
- Дата проведения медосмотра;
- Точное время проведения;
- Дата рождения водителя;
- Пол водителя;
- Показатели температуры;
- Результаты после измерения давления;
- Внешний осмотр;
- Жалобы;
- Результат осмотра – есть ли показания не допускать водителя к рейсу;
- Заключение – годен или нет;
- Подписи обеих сторон.
Пункт 15 приказа № 835н подтверждает возможность ведения журнала :
- В печатном виде – с точной нумерацией страниц
- Электронном – с электронной подписью.
В любом случае он заполняется тут же при осмотре на месте. При необходимости и выявлений отклонений от нормы водитель направляется на углубленное обследование. И если возникают хоть малейшие противопоказания к рейсу, то он не допускается к работе.
Внимание! Журнал может вестись в произвольной форме, но содержать все необходимые графы и пункты.
Практические примеры
Илья: Я водитель с 12-летним стажем. Главное при заполнении журнала – разборчивость почерка, если он на бумаге. У нас были случаи, когда медики так заполнили журнал, что после аварии никто не мог понять, что написано в заключении – то ли годен, то ли отказ.
Листы нумеруются и прошиваются таким образом, чтобы исключить возможность изъятия отдельных страниц. На месте прошивки наклеивается бумажная пломба, на которой ставится печать организации и подпись должностного лица. Тогда никаких фальсификаций или переделок документа произойти не может. И еще – чем толще журнал, тем лучше, не надо заводить новый. Но когда листы заканчиваются, то журнал у нас в автопарке хранится еще 5 лет – на случай возникновения спорных вопросов.
Журнал медосмотров используется до тех пор, пока в нем имеются пустые строки. После этого на титульном листе фиксируется дата окончания ведения документа, а сама книга сдается в архив в соответствии с установленным на предприятии положением о делопроизводстве.
Вопрос-ответ
Ирина К.: я Диспетчер на автобазе. У меня вопрос – сколько все-таки хранить журналы предрейсаового осмотра. У нас на предприятии их очень много, и они занимают огромные площади. Тем более, что некоторых водителей давно уже нет на предприятии, а их журналы продолжают пылиться на полках. Когда точно их можно выбросить?
Елена Викторова, юрист: В приказе Минздрава № 835Н не указаны сроки хранения такого документа. Поэтому следует руководствоваться общими требованиями, содержащимися в приказе Минкульта № 558 от 25.08.2010 г. В данном нормативном акте установлен срок хранения таких документов – 5 лет с момента окончания ведения. После этого журнал можно уничтожить.
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
В отношении документов, хранящихся в цифровой форме, следует соблюдать также положения п. 2.30 приказа Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526.
Екатерина: Кто ведет этот журнал?
Елена Викторова, юрист: Журналы находятся в распоряжении тех лиц, которые непосредственно принимают участие в ежедневных осмотрах. На крупных предприятиях имеются отдельные кабинеты, где на постоянной основе трудятся врачи или фельдшеры. На них и лежит обязанность заполнять документ. В некоторых случаях такие медицинские услуги оказывают частные и государственные центры. Подобным образом организованы осмотры в небольших транспортных компаниях. Тогда журналы хранятся в учреждении, с которым организация имеет договор на оказание соответствующих услуг.
Распространенные ошибки
Елена Викторова, юрист: При проверках часто обнаруживается, что в журнале, кроме имени и фамилии и помилей на утро, нет никаких показателей. Это не правильно, ведь помимо алкоголя в крови врач должен исследовать и общее физическое состояние водителя, поэтому необходимы пункты:
- табельный номер водителя
- температура тела (град. Цельсия)
- давление (мм. рт. ст.)
- пульс (ударов в мин.)
- визуальный осмотр (кожные покровы, зрачки, краснота глаз и пр.)
- что беспокоит
- причины направления к врачу
- подпись медицинского работника
Показатели должны быть измерены реально, а не поставлены со слов водителя.
Читайте также статью: → Штраф за отсутствие путевого листа.
Мнение
Елена Викторова, юрист: Законодательно не установлен четкий образец предрейсового журнала. Приказ Минздрава № 835Н от 15.12.2014 г. устанавливает лишь общие требования. Журнал представляет собой книгу с графами. На титульном листе написано его название, наименование организации, дата начала ведения. На месте прошивки наклеивается бумажная пломба, на которой ставится печать организации и подпись должностного лица.