Из-за различных условий рейс, на который турист приобрел билет, может быть отложен. На практике такое обстоятельство встречается довольно часто, но не все пассажиры знают о своих правах в этой ситуации. Рассмотрим более подробно некоторые юридические особенности, которыми могут воспользоваться все участники задержанного рейса.
Вероятные причины задержек
Особое внимание следует обратить на причины, по которым, как правило, возникает путевая «заминка». Практика показывает, что наиболее частыми обстоятельствами, создающими проблемы при вылетах по расписанию, являются внезапные неисправности самого самолета, задержка другого корабля, а также неблагоприятные погодные условия. Помимо всего этого, возможны форс-мажорные ситуации. Некоторые авиаперевозчики устанавливают перечень тех ситуаций, когда корабль просто не должен заходить в воздушное пространство.
Следует отметить, что если рейс задерживается по причине, не зависящей от владельца авиакомпании, турист не имеет законного права требовать компенсацию в виде материальных средств. Однако согласно правилам авиаперевозчик в такой ситуации обязан обеспечить всех задержанных пассажиров условия, в которых их пребывание будет комфортным. Рассмотрим подробнее основные права туристов в случае задержки рейса.
Возврат билета
В соответствии с правилами, по которым действуют авиакомпании, любой турист, понимающий, что рейс по купленному билету задерживается на значительное время, имеет право вернуть купленный документ, что означает факт расторжения ранее заключенного договора с перевозчиком. Поводом может служить любое обстоятельство: появление намерения вернуться домой, полет на транспорте, предоставленном другим эксплуатантом воздушного судна, или отказ от участия в процессе ожидания отправления воздушного судна. В процессе возврата необходимо сделать отметку об этом факте в билете, а в некоторых случаях выдается специальный документ с указанием его возврата и причины, по которой произошло действие.
Помимо всего вышеперечисленного, причинами отказа туристов от полета заранее запланированным рейсом могут быть существенные изменения, которые внезапно вносятся в маршрут движения самолета, а также во время полета.
Редкой причиной отказа является фактическое отсутствие места в кабине, указанной в билете. Кроме того, бывают обстоятельства, когда сотрудники аэропорта проводят длительный досмотр пассажира, в результате чего не успевают пройти в салон самолета. Следует, однако, отметить, что в этом случае путешественник имеет право на возврат стоимости билета только в том случае, если при досмотре не было обнаружено оружие или другие запрещенные к перевозке вещества.
В случае если авиакомпания не предоставляет услугу уровня, предусмотренного категорией ранее приобретенного авиабилета, турист также имеет право его вернуть.
Если человек, ранее планировавший рейс, внезапно заболел или такая беда постигла его близкого родственника, билет также можно вернуть в билетную кассу. Однако в соответствии с правилами воздушного транспорта этот факт необходимо подтверждать официальными документами (например, медицинскими справками).
Что делать туристу, который узнает о задержке
Когда турист узнает, что рейс, на который он ранее приобрел билет, задерживается, он должен немедленно принять необходимые меры. После объявления о задержке рейса путешественник должен немедленно пройти к стойке регистрации и попросить разъяснений по ситуации. Необходимо понимать, что в первые же минуты сотрудники аэропорта не будут достоверно знать настоящие причины изменения времени полета, однако основная задача туриста — получить на своем билете соответствующий штамп, подтверждающий перенос рейса. Именно этот отпечаток впоследствии может понадобиться для выяснения споров между перевозчиком и пассажиром, возникающих по факту просрочки.
Основные обязательства авиакомпаний на случай задержки рейса
Есть небольшой перечень обязательств, которые авиаперевозчик должен выполнить в случае задержки рейса по какой-либо причине.
Сразу после объявления о переносе времени вылета самолета все туристы, которые намерены лететь с детьми до 7 лет, имеют право пройти в комнату матери и ребенка, где созданы все условия для данной группы пассажиров для облегчения их комфортного времяпрепровождения.
В случае задержки рейса на один час пассажиры имеют право обеспечить сохранность багажа туристов до времени вылета. Это также ответственность сотрудников авиакомпании. Это сделано для того, чтобы обеспечить пассажирам максимально комфортное время ожидания, не отягощенное отслеживанием своих чемоданов и их постоянным перемещением.
Что касается остальных обязательств перевозчика, то их перечень расширяется в зависимости от продолжительности задержки рейса. Стоит рассмотреть это более подробно. Так каковы же права пассажиров, если чартерный рейс задерживается на разное время?
Задержка на 2 часа
Если рейс Аэрофлота задерживается на два часа, пассажиры имеют право сделать два звонка в любом направлении. Также, параллельно с этой возможностью, туристы имеют право отправить пару сообщений. Следует отметить, что данные процедуры выполняет исключительно сам перевозчик.
Для туристов, которые вынуждены оставаться в аэропорту из-за временной отмены вылета, авиаперевозчик должен предоставить напитки. Все они должны поставляться в широком ассортименте и в больших количествах.
Задержка на 5 часов
Какие права имеют пассажиры в случае пятичасовой задержки рейса? Следует отметить, что наряду со всеми другими возможностями они могут воспользоваться горячим питанием. Все питание предоставляется исключительно за счет перевозчика. При этом, согласно установленным правилам, выбор блюд должен быть максимально разнообразным и рассчитанным на разные вкусовые предпочтения путешественников.
При решении проблем, связанных с горячим питанием туристов, особое внимание курьер должен уделять детскому питанию.
В случае задержки рейса более чем на 5 часов авиакомпания должна обеспечивать своих пассажиров питанием каждые шесть часов в течение дня (и каждые 8 часов — в ночное время в ожидании вылета).
Задержка на 6 и более часов
Если рейс задерживается на 6 часов, в права пассажира входят некоторые дополнительные возможности, непосредственно связанные с размещением. К ним относятся, прежде всего, обеспечение жильем. Итак, если рейс самолета задерживается на определенный период времени (или более), то каждому туристу, который ранее намеревался лететь этим рейсом, должен быть предоставлен номер в отеле до момента взлета самолета. По правилам, установленным для всех авиакомпаний, зал должен быть предоставлен через 6 часов после объявления о переносе рейса в ночное время и через 8 часов в дневное время.
Перевозка пассажиров к месту отдыха и обратно в аэропорт должна осуществляться на комфортабельном автомобиле или автобусе. Оплата переезда оплачивается непосредственно авиакомпанией.
Материальная компенсация
В некоторых случаях пассажиры имеют право на материальную компенсацию. Однако в правилах указано, что он может быть оплачен только в том случае, если задержка произошла по вине самого перевозчика. Следует отметить, что материальная компенсация предоставляется в сочетании с действиями по реализации оставшихся прав авиапассажиров в случае задержки рейса. Так, при длительной задержке момента вылета турист имеет право не только на горячее питание, предоставление номера в отеле, а также бесплатный проезд к нему и обратно, но и материальную оплату. Насколько он большой?
В принципе, есть два варианта расчета размера материальной компенсации. Первый из них предусматривает штраф, рассчитываемый исходя из стоимости билета на самолет. Для этого сумму, равную 3% от его общей стоимости, необходимо умножить на общее количество часов, на которые был задержан рейс. Что касается второго варианта расчета, то он тесно связан с размером минимальной заработной платы в регионе. Для расчета необходимо 25% установленной суммы умножить на количество часов просрочки.
Сотрудники авиакомпаний в своих комментариях часто отмечают, что именно получив необходимую компенсацию, турист имеет возможность вернуть сумму, равную примерно половине стоимости билета. Кроме того, некоторые другие сборы, о которых говорилось выше, также взимаются для материальной оплаты. А в том случае, если вылет еще не завершился, турист имеет право на возврат стоимости билета в обмен на возврат всей стоимости, а также в дополнение ко всем остальным вариантам.
Все указанные суммы компенсации действительны только на территории Российской Федерации. Стоит отметить, что в странах Евросоюза размер ущерба выше.
О некоторых особенностях
В случае длительной задержки рейса в права пассажира входит проживание в отеле и горячее питание, а также целый перечень других льгот. Следует отметить, что по истечении сроков, установленных правилами, турист имеет полное право на то, чтобы все удобства были оплачены авиакомпанией. Для этого достаточно, чтобы вы лично снабдили себя всеми комфортными условиями, но сохраняли все квитанции об оплате оказанных услуг — при их оказании перевозчик обязан возместить все затраты с учетом дополнительных компенсационных материалов, если есть. Однако следует отметить, что эти действия более оправданы, когда авиаперевозчик отказывается выполнять свои обязанности, поскольку всю компенсацию доходов придется взыскать в суде.
В случае, если из-за длительной задержки рейса туристам предлагается перелет на другом самолете в рамках стыковки, путешественники должны принять этот вариант. Это связано с тем, что все проблемы, связанные с предоставлением мест пассажирам в транспорте, а также организацией любых трансферов, возлагаются непосредственно на самого перевозчика. Также следует отметить, что если туристу предоставляется место в классе выше, чем тот, на который ранее был приобретен билет, с пассажира не будут взиматься дополнительные расходы. Но что делать, если туриста, у которого предыдущий билет был куплен в бизнес-классе, разместили в эконом-классе? В этом случае он должен запросить возврат разницы в стоимости в денежном формате.
Сроки для выплаты компенсаций
В случае задержки рейса права пассажиров включают компенсацию. Правила, установленные авиакомпаниями, предписывают определенные периоды, в течение которых потерпевшая сторона имеет право подать апелляцию о компенсации. Таким образом, по согласованию с ними турист вправе подать заявку на рассмотрение в течение 6 месяцев со дня осознания данного факта. Что касается ответчика, то он должен рассмотреть заявление в течение 30 дней и принять решение по делу.
После обращения в суд по факту возмещения убытков за задержку отправления рейса турист должен предоставить определенные документы. Их перечень напрямую зависит от типа рассматриваемой проблемы. Как показывает практика, обязательными документами для таких заявлений являются квитанции и квитанции об оплате проживания, питания и некоторых других услуг, паспорт и билет, который должен содержать отметку о задержке вылета самолета.
В случае задержки чартерного рейса пассажиры имеют право запросить отдельный сертификат, подтверждающий этот факт. Этот документ также необходимо приложить к общему пакету.
В любом случае необходимо понимать, что любое судебное разбирательство — это процесс, характеризующийся кропотливостью и моральным напряжением. Кроме того, у авиакомпаний, как правило, есть хорошие юристы — поэтому заявителю необходимо заранее подготовить солидную документальную основу, которая подтвердит правдивость его показаний.