Кредитными организациями России подготовлено предложение о возможности блокировать все транзакции по карте на 25 дней. Речь идет о тех ситуациях, когда клиент подозревает держателя карты, на которую производился перевод, в воровстве.
Именно такая инициатива предлагается Центробанку Ассоциацией Банков России. В свою очередь, регулятор пояснил, что уже знаком с предложением, но оно требует рассмотрения и дополнительной проработки.
Предполагается несколько расширить возможности службы безопасности в части действий, предпринимаемых для недопущения краж с банковских карт, в том случае, если клиент известил банк о том, что транзакции по карте проводятся без его ведома. Важно будет успеть сделать не позже суток с момента получения банком уведомления о совершении перевода. На сегодняшний день возможно обжаловать перевод только до зачисления денег на счет получателя, а максимальный срок блокировки не превышает 5 дней.
В пояснениях к изменениям указано, что на данный момент у банков просто нет законных механизмов для блокировки уже зачисленных на счет мошенника денежных средств, а также у кредитных организаций нет возможности отказать в выдаче средств злоумышленнику с его счета.
По мнению служб безопасности кредитных организаций, такое расширение полномочий поможет возвращать до 30% всех украденных средств. На данный момент банкам удается вернуть клиентам в три раза меньше. Как правило, злоумышленники стремятся снять деньги, полученные обманом, не позднее первого часа с момента их получения.
Новый механизм предполагает следующую схему работы:
- если клиент заявил о краже денег до момента зачисления их на счет предполагаемого мошенника, то приостанавливается сам перевод.
- если после зачисления, то блокируется либо движение всех средств по карте предполагаемого злоумышленника, либо только спорная сумма.
Затем получателю будет дано 5 дней на предоставление документов, которые могут подвердить законность получения перевода. Если он их не предъявит, то деньги будут возвращены отправителю, а если предъявит, то блокировка сохранится, а отправитель получит все документы, в том числе и данные получателя, для обращения в суд. Если держатель карты заявит о получении ошибочного перевода, то он будет просто возвращен отправителю.
Службы безопасности банков и правоохранители считают, что принятие поправок чрезвычайно важно. Сейчас у клиентов кредитных организаций нет возможности вернуть деньги после их зачисления на счет мошенника. А большинство людей понимают, что они стали жертвой злоумышленников, только после хищения средств.
Однако, важно учитывать и возможных недобросовестных потребителей. Например, человек приобрел подержанный ноутбук, заплатил за него переводом на карту продавца, а потом известил свою кредитную организацию о мошенническом снятии с карты. В таком случае у продавца не будет никакого документа, который бы мог подтвердить законность получения денег.
В целом, подобные изменения скорее смогут не снизить ущерб от действий телефонных мошенников, а помогут несколько усложнить снятие средств, полученных ими в результате обмана граждан. Кроме того, сообщение клиенту персональных данных получателя может нарушить закон о персональных данных.