При увольнении работника работодатель обязан выдать значительный перечень документов, в состав которых входит выписка по страховым взносам. Обязанность по представлению в ПФР сведений о работниках, стаже и других данных, необходимых для назначения пенсии установлена в ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В п. 4 ст. 11 Закона предусмотрена выдача сведений работнику при его увольнении.
Порядок выдачи выписки
Работодатель предоставляет увольняемому работнику СЗВ-М и СЗВ-Стаж. Отрезок времени, указанный в выписках, составляет:
- По СЗВ-М месяц, в котором произведено увольнение. По запросу работника выписка охватывает более ранние периоды. В связи с началом формирования документа с 2016 года работодатель может предоставить данные только с указанного срока.
- По СЗВ-Стаж период с начала года увольнения. Работники, принятые в течение года, получают выписку с даты трудоустройства. Данные предоставляются с 2017 года.
Документы предоставляются одновременно с расчетом в день увольнения или прекращения действия договора ГПХ. При обращении работника за выписками после увольнения для подготовки форм бухгалтерам предоставляется 5 дней с момента обращения.
Назначение документов – предоставление работникам личной информации, позволяющей определить состояние пенсионных накоплений. Дополнительно информация застрахованных лиц отражается в личных кабинетах ПФР, позволяющая получать данные о стаже, баллах, отчислениях работодателей. Несмотря на официальное оформление выписок документы не используют для предоставления в ПФР. Расчеты и накопления лиц ПФР определяет по отчетности работодателей (Читайте также статью ⇒ Расчетный период по страховым взносам в 2024 году).
Составление выписок по страховым взносам
При выдаче документов работнику необходимо сохранить конфиденциальность личных данных, доступ к которым могут иметь органы контроля, обрабатывающие данные, работодатель и сам работник. Предоставление данных должно соответствовать условиям:
- Форма СЗВ-М с данными по всем работникам предприятия не предоставляется. Лицо при увольнении получает выписку со сведениями, касающимися только самого работника. При увольнении нескольких работников одновременно документ формируется по каждому лицу отдельно.
- Форма СЗВ-Стаж принята с 2017 года, что позволяет включать информацию о данных работника только с указанного периода. О выдаче сведений по более ранним периодам работодатель принимает решение самостоятельно либо предоставляет данные из РСВ-1. Законодательство не дает пояснений по данному вопросу.
При выдаче выписки работодатель не должен представлять досрочно отчеты по формам. Сведения выписок касаются увольняемого работника и не могут быть изменены к дате представления отчетности.
Выписки должны быть оформлены должным образом. Документ должен иметь название в подтверждение того, что выписка является частью отчетной формы. Данные заверяются ответственным лицом с расшифровкой должности, оригинальной подписью и печатью организации. При отказе предприятия от использования печати в официальных документах производится соответствующая запись.
Подтверждение факта выдачи документа
Работодатель, во избежание вопросов органов контроля, должен иметь документальное доказательство факта выдачи выписки об исчисленных и перечисленных взносах. В подтверждение выдачи используется любой из доступных вариантов:
- Составление выписки в 2 экземплярах. О получении документа на экземпляре работодателя получатель ставит соответствующую отметку.
- Ведение журнала учета выдаваемых работнику при увольнении документов. В журнале предусматривается графа с подписью работников, подтверждающей получение.
- Прием расписок от увольняемого работника с указанием документов, полученных лицом от работодателя.
Получить документы при увольнении имеет право либо сам работник, либо лицо с нотариально составленной доверенностью. Иные лица не имеют право на доступ личной информации и получение документов при увольнении, включая выписку по страховым взносам.
Распространенные ошибки при выдаче выписок
Работодатель может допустить общие ошибки организационного характера при предоставлении выписки по страховым взносам.
Неверная позиция работодателя | Пояснение |
Работодатель требует составлять письменное обращение к работодателю для получения выписок по страховым взносам | Выдача документов при увольнении работника является обязанностью работодателя и не требует отдельного обращения. Если работник повторно запрашивает документы после увольнения в связи с их утратой, подача письменного заявления обязательна |
Отказ работодателя от высылки выписок по страховым взносам по почте |
Если работник не имеет возможности получить документы при увольнении лично он может обратиться к работодателю с просьбой об их высылке почтой. Пакет справок и иных форм отправляются заказным письмом с описью, объявленной ценностью и уведомлением о вручении |
Наложение санкций при нарушении работодателем норм законодательства об обязанности по выдаче выписок по страховым взносам конкретно не прописано в законодательстве. В ряде случаев отказ от предоставления положенных документов работнику может рассматриваться как нарушение трудового прав, что влечет наложение административного наказания в соответствии со ст. 5.27 КоАП (Читайте также статью ⇒ Задолженность по страховым взносам: как узнать, списать в 2024).