Выписка по страховым взносам при увольнении

Автор статьи

Виктория Ананьина

2 минуты на чтение
8 277 просмотров
Содержание Содержание

При увольнении работника работодатель обязан выдать значительный перечень документов, в состав которых входит выписка по страховым взносам. Обязанность по представлению в ПФР сведений о работниках, стаже и других данных, необходимых для назначения пенсии установлена в ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В п. 4 ст. 11 Закона предусмотрена выдача сведений работнику при его увольнении.

Порядок выдачи выписки

Работодатель предоставляет увольняемому работнику СЗВ-М и СЗВ-Стаж. Отрезок времени, указанный в выписках, составляет:

  • По СЗВ-М месяц, в котором произведено увольнение. По запросу работника выписка охватывает более ранние периоды. В связи с началом формирования документа с 2016 года работодатель может предоставить данные только с указанного срока.
  • По СЗВ-Стаж период с начала года увольнения. Работники, принятые в течение года, получают выписку с даты трудоустройства. Данные предоставляются с 2017 года.

Документы предоставляются одновременно с расчетом в день увольнения или прекращения действия договора ГПХ. При обращении работника за выписками после увольнения для подготовки форм бухгалтерам предоставляется 5 дней с момента обращения.

Назначение документов – предоставление работникам личной информации, позволяющей определить состояние пенсионных накоплений. Дополнительно информация застрахованных лиц отражается в личных кабинетах ПФР, позволяющая получать данные о стаже, баллах, отчислениях работодателей. Несмотря на официальное оформление выписок документы не используют для предоставления в ПФР. Расчеты и накопления лиц ПФР определяет по отчетности работодателей (Читайте также статью ⇒ Расчетный период по страховым взносам в 2024 году).

Составление выписок по страховым взносам

При выдаче документов работнику необходимо сохранить конфиденциальность личных данных, доступ к которым могут иметь органы контроля, обрабатывающие данные, работодатель и сам работник. Предоставление данных должно соответствовать условиям:

  • Форма СЗВ-М с данными по всем работникам предприятия не предоставляется. Лицо при увольнении получает выписку со сведениями, касающимися только самого работника. При увольнении нескольких работников одновременно документ формируется по каждому лицу отдельно.
  • Форма СЗВ-Стаж принята с 2017 года, что позволяет включать информацию о данных работника только с указанного периода. О выдаче сведений по более ранним периодам работодатель принимает решение самостоятельно либо предоставляет данные из РСВ-1. Законодательство не дает пояснений по данному вопросу.

При выдаче выписки работодатель не должен представлять досрочно отчеты по формам. Сведения выписок касаются увольняемого работника и не могут быть изменены к дате представления отчетности.

Выписки должны быть оформлены должным образом. Документ должен иметь название в подтверждение того, что выписка является частью отчетной формы. Данные заверяются ответственным лицом с расшифровкой должности, оригинальной подписью и печатью организации. При отказе предприятия от использования печати в официальных документах производится соответствующая запись.

Подтверждение факта выдачи документа

Работодатель, во избежание вопросов органов контроля, должен иметь документальное доказательство факта выдачи выписки об исчисленных и перечисленных взносах. В подтверждение выдачи используется любой из доступных вариантов:

  • Составление выписки в 2 экземплярах. О получении документа на экземпляре работодателя получатель ставит соответствующую отметку.
  • Ведение журнала учета выдаваемых работнику при увольнении документов. В журнале предусматривается графа с подписью работников, подтверждающей получение.
  • Прием расписок от увольняемого работника с указанием документов, полученных лицом от работодателя.

Получить документы при увольнении имеет право либо сам работник, либо лицо с нотариально составленной доверенностью. Иные лица не имеют право на доступ личной информации и получение документов при увольнении, включая выписку по страховым взносам.

Распространенные ошибки при выдаче выписок

Работодатель может допустить общие ошибки организационного характера при предоставлении выписки по страховым взносам.

Неверная позиция работодателя Пояснение
Работодатель требует составлять письменное обращение к работодателю для получения выписок по страховым взносам Выдача документов при увольнении работника является обязанностью работодателя и не требует отдельного обращения. Если работник повторно запрашивает документы после увольнения в связи с их утратой, подача письменного заявления обязательна
Отказ работодателя от высылки выписок по страховым взносам по почте

Если работник не имеет возможности получить документы при увольнении лично он может обратиться к работодателю с просьбой об их высылке почтой. Пакет справок и иных форм отправляются заказным письмом с описью, объявленной ценностью и уведомлением о вручении

Наложение санкций при нарушении работодателем норм законодательства об обязанности по выдаче выписок по страховым взносам конкретно не прописано в законодательстве. В ряде случаев отказ от предоставления положенных документов работнику может рассматриваться как нарушение трудового прав, что влечет наложение административного наказания в соответствии со ст. 5.27 КоАП (Читайте также статью ⇒ Задолженность по страховым взносам: как узнать, списать в 2024).

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи