Ведение бухучета в МФО

Автор статьи

Виктория Ананьина

4 минуты на чтение
8 161 просмотров
Содержание Содержание

В последнее время число микрофинансовых организаций (МФО) в России резко возросло. Этот вид кредитных организаций захватил большую долю рынка и продолжает набирать обороты. Вместе с тем у владельцев растёт и количество вопросов, касающихся многих аспектов деятельности. В рамках данной статьи предлагается раскрыть особенности бухгалтерского учёта в микрофинансовых организациях.

Выбор налогового режима для МФО

Первое с чем раньше сталкивались учредители микрофинансовой компании – это выбор налогообложения, поскольку от этого зависело, как в дальнейшем бы велся бухгалтерский учёт.

На сегодняшний день такой выбор не стоит, поскольку с 2014 года прибыль МФО может облагаться налогами только по общему принципу. Такие изменения произошли в результате дополнения пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации подпунктом 20, именуемым «Микрофинансовые организации». Повлиял на эти изменения федеральный закон N301-ФЗ от 2 ноября 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, микрофинансовые организации должны вносить платежи по следующим налогам и взносам:

  1. Взносы в ПФР и ФСС РФ;
  2. Налог на прибыль;
  3. Налог на имущество юридических лиц;
  4. НДС (налог на добавленную стоимость).

Читайте также статью ⇒ Недостатки патентной системы налогообложения.

Необходимость найма главного бухгалтера в микрофинансовых организациях

Законодательство в сфере налогообложения обязывает вести бухучёт в любой организации, а это значит, что в штате сотрудников должен присутствовать главный бухгалтер. Однако, если организация небольшая, то это же законодательство допускает его отсутствие. В этом случае выполнять обязанности главного бухгалтера может ведущий бухгалтер или же руководитель организации.

Законодательные акты, регулирующие Бухгалтерский учёт в МФО

При ведении бухгалтерского учётам МФО бухгалтеру следует опираться на такие законодательные акты, как:

  • Гражданский кодекс (статьи 807 и 809);
  • ПБУ 9/99 N32н от 6.05.1999 года «Доходы организации»;
  • ПБУ 10/99 N33н от 6.05.1999 года «Расходы организации»;
  • ПБУ 19/02 N126н от 10.12.2002 года «Учёт финансовых вложений»;
  • Федеральный закон N151-ФЗ от 2.07.2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Бухгалтерский учёт операций по договорам займа в МФО

Во время проведения бухгалтерских операций на основании договоров займа в микрофинансовых организациях следует понимать, что деньги выданные заемщику в качестве кредита не являются расходами, тогда как доходами не признаются денежные средства, которые вернул заёмщик. В таком случае эта сумма основного долга может считаться финансовым вложением. Доходом микрокредитной организации будет являться сумма процентов и пени.

Важно! Финансовым вложением не будет считаться беспроцентный денежный займ.

Поскольку договора займа подразумевает операции выдачи средств и их поступления, то проводки по ним будут выглядеть так, как представлено в таблице.

Операция Вариация Бухгалтерские проводки
Дебет Кредит
Выдача займа (финансовые вложения) Безналичный перевод средств Счёт 58.03 Счёт 51
Выдача наличных из кассы Счёт 58.03 Счёт 50
Погашение задолженности (возврат финансовых вложений) Безналичный перевод средств на счёт организации Счёт 51 Счёт 58.03
Внесение наличных в кассу Счёт 50 Счёт 58.03
Начисление процентов по кредиту Счёт 76 Счёт 90
Оплата процентов кредита Безналичный перевод средств на счёт организации Счёт 51 Счёт 76
Внесение наличных в кассу Счет 50 Счёт 76

Важно! Проценты по кредиту – доходы от финансовых вложений. И как они будут учитываться зависит от применяемого ПБУ.

Если основанием для учета процентов является ПБУ 9/99, то эти средства будут учитываться как прочие доходы. В случае же с применением Правила бухгалтерского учёта N19/02 процентные начисления будут являться доходами от общих видов деятельности. Так как в микрофинансовых организациях выдача денежных средств в качестве займа является основной деятельностью, то целесообразно применять схему учета процентов, представленную в данной статье.

Отражение неустойки (пени) в бухгалтерском учёте МФО

Существует достаточное число ситуаций, когда заёмщики несвоевременно оплачивают взносы по кредиту или же не оплачивают их вовсе. В этом случае, согласно договору, кредитная организация вправе начислять пени, размер которых так же оговаривается договором. Однако, при взыскании пени в судебном порядке зачастую мировые суды делают пересчёт пени по текущей ставке рефинансирования.

Так же в случае учета начисленной пени, она облагается налогами на прибыль организации, даже если не была уплачена. Поэтому профессионалы советуют применять следующую схему учета неустойки:

  1. Ввести новый забалансовый счёт, например, счёт ПЕ и начислить пеню;
  2. При оплате сделать следующие проводки: Дебет – счёт 50.01 либо 51 в зависимости от того, каким образом внесены средства; Кредит – счёт 76.07;
  3. Чтобы признать пеню доходом следует провести операцию следующим образом: Дебет – 76.07 счёт, а Кредит – 91.01 счёт.
  4. Для списания пени или ее части с забалансового счета ПЕ следует выполнить проводку, где нет Дебета, а есть Кредит – ПЕ.

При условии, что оплата не производилась, но исковое требование вступило в силу целесообразно выполнение только двух последних пунктов.

Читайте также статью ⇒ Регистрация МФО в 2024 году.

Резерв потери по займам в МФО

Резерв потери по займам представляет собой сумму денежных средств, отражающую в бухучёта риск невозврата заемщиком денежных средств и неуплату процентов. Эта сумма имеет значение только, как цифра на бумаге, реального же резервирования денежных средств на расчетном счету Центральный Банк России от микрофинансовых организаций не требует (Указание ЦБ России N3321 от 14.07.14). Данный резерв рассчитываешься ежеквартально, после чего он сравнивается с предыдущим и положительная разница начисляется, а отрицательная – списывается.

Для резервов имеют место следующие проводки:

  • Начисление резервов по основному долгу: Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 59;
  • Начисление резервов по процентам:
  • Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 63;
  • Учёт разницы в резервах: Дебет – счёт 63, Кредит – счет 91.01;
  • Списание безнадёжной задолженности за счёт резерва: Дебет – счёт 59;
  • Кредит – счёт 58.03 либо счёт 76.02.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи