Если старый автомобиль пришел в негодность, владелец может избавиться от него и получить скидку при покупке нового автомобиля. Для этого нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство на уничтожение. Если владелец не хочет покупать новую машину, он получит компенсацию за лом. Но иногда автомобилисты сталкиваются с недобросовестными компаниями, которые не утилизируют автомобиль, что приводит к проблемам с расчетом транспортного налога или штрафов ГИБДД. Есть еще более простой вариант – отдать старую машину автодилеру по программе trade-in, если вы не хотите сами определять судьбу этой машины.
Вариант обмена
С целью увеличения спроса и роста продаж автопроизводители вводят программы утилизации или trade-in, по которым владельцы могут вернуть свои старые автомобили и получить новые со значительной скидкой (от 50 000 до 350 000 рублей в зависимости от характеристик автомобиля), в соответствии с условиями акции и специальных предложений.
Ранее, с 2010 по 2011-ый год водители, владевшие автомобилем более года, могли вернуть его и получить скидку в размере 50 000 рублей на новый автомобиль. При этом возраст автомобиля должен быть более десяти лет, а его масса не должна превышать 3,5 т, согласно нормам Постановления Правительства от тридцать первого декабря 2009 г. № 1194.
Сейчас такая государственная программа не работает, но водители могут сдать старую машину в автосалон. Затем ее передадут на переработку или перепродажу, а автолюбитель купит новое авто со скидкой. Такая система называется “трэйд ин”. За рубежом она существует давно, а в России получила активное распространение только в последние десять лет. При этом владелец должен выполнить следующие условия:
- автомобиль в собственности не менее одного года;
- возраст автомобиля более 6 лет (в противном случае, его можно только продать);
- транспортное средство имеет все детали для его движения, при этом водитель имеет право снять магнитолу, навигатор и другую электронику.
Подробнее об условиях можно узнать на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. У дилеров Nissan по этой системе можно выбрать скидку 30 тысяч рублей на новый автомобиль, снижение цены КАСКО на один год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «снизят» цену на 80 тысяч рублей, если водитель отдаст им старую машину и купит новую.
Именно утилизацию старых автомобилей предлагает Skoda, в которой скидки по такой программе составляют от 40 тысяч до 115 тысяч рублей. — в зависимости от марки автомобиля.
В то же время автоюрист и адвокат Сергей Радько не советует продавать автомобиль различным перекупщикам, которые обещают утилизировать его за свой счет. По его словам, эти автомобили часто восстанавливают и продают, либо документы на них используют для легализации другого автомобиля — украденного или не растаможенного. В таких случаях автомобиль остается на учете у продавца, гарантируя проблемы бывшему владельцу: начисление транспортного налога, штрафы и ответственность в случае ДТП.
Самостоятельный “выброс” машины
Если автомобилист хочет утилизировать автомобиль самостоятельно, не покупая новый, ему следует следовать приведенным ниже инструкциям.
Какие споры могут возникнуть при утилизации автомобиля
Как правило, владельцы утилизированных автомобилей обращаются в суд, если с них продолжают взимать транспортный сбор за автомобиль, которого уже нет, или за неправильную утилизацию и невозможность постановки автомобиля на учет в ГИБДД.
Так, Иван Попов обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта отчуждения действительным и снятии с учета автомобиля к ОАО «Башвтормет» и ГИБДД. Попов объяснил, что попал в аварию и сильно разбил машину. Он решил избавиться от нее. Это сделал его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял автомобиль в черный лом, уничтожил его и выдал акт приема-передачи. Впоследствии Попов узнал, что его родственнику помогал не сотрудник утилизационной организации, а бизнесмен, выдавший недействительный документ. По этой причине в ГИБДД отказали в снятии автомобиля с учета. Более того, Попову пришлось заплатить транспортный налог, а также теперь он не получит компенсацию за утилизацию автомобиля. Таким образом, истец просил взыскать с ответчиков компенсацию в размере 38 049 рублей, компенсацию морального вреда, которую он оценил в 25 000 рублей.
В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала актов приема-передачи (от истца и ответчика) и нашла в них расхождения. Поэтому документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязнения металла (9% вместо 50%), VIN автомобиля не существует, поэтому невозможно определить, что именно автомобиль Попова был утилизирован. В акте ответчика вообще отсутствовало описание автомобиля. Следовательно, этих действий было недостаточно для отмены регистрации транспортного средства, и суд отказал Попову. Решение не обжаловалось (дело № 2-642/2020).
По другому делу МИФНС России № тринадцать по Ростовской области обратился в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева транспортного налога, который он не платил с 2014-ого года. В судебном заседании ответчик настаивал на том, что он избавился от машины в 2010-ом году и поставил ее на учет в ГИБДД, поэтому долгов по налогам у него не было.
Судья Ольга Власова запросила информацию о регистрации автомобиля Лунева. Согласно техпаспорту, автомобиль до сих пор зарегистрирован на истца, а Лунев не передал документы, номера и ПТС в ГИБДД после якобы выбытия с учета. Суд присудил истцу налоговый долг. Решение тот не обжаловал, согласившись с ним (дело № 21-493/2020).