ОС-4б – это акт о списании групп объектов основных средств. Данный документ необходим и используется при списании имущества, которое пришло в негодность. Данная форма документа должна быть составлена в количестве двух экземпляров, оба экземпляра подписываются членами комиссии, которая формируется руководителем предприятия. Завершающим этапом в оформлении данного документа является его подпись руководителем организации (либо уполномоченным на это лицом).
Какие обстоятельства являются причинами оформления акта о списании групп объектов? Какие важные моменты должны быть указаны в акте списания? Какова специфика заполнения акта о списании? Подробная инструкция по заполнению данного документа, ответы на самые распространённые вопросы, об этом далее в нашей статье.
Причины оформления акта о списании групп объектов
Итак, существуют следующие причины оформления документа по форме ОС-4б:
- Продажа основных средств;
- Имущество становится морально устаревшим, что препятствует его дальнейшему использованию;
- Имеет место физический износ оборудования, что также тормозит производственный процесс;
- В случае чрезвычайной ситуации (происшествия) происходит ликвидация активов;
- Превращение имущества организации в инвестируемый капитал в отношении другой организации;
- Обнаружение порчи объекта ОС, либо его недостача в результате проведения инвентаризации;
- Имел место обмен или передача в дар имущества организации;
- Была осуществлена модернизация (технологическое усовершенствование) объектов основных средств в результате реконструкции.
Читайте также статью ⇒ Форма ОС-6а.
Важные моменты, указываемые в акте списания
Напомним, что данный документ оформляется в количестве двух штук, заполнение производится уполномоченным лицом из состава комиссии, в самом конце оформления документ подписывается семи членами комиссии и утверждается руководителем организации, либо доверенным лицом от имени директора.
Итак, какие же моменты регистрируются в акте списания? Об этом ниже:
А) факторы, на основании которых происходит ликвидация основных средств;
Б) комментируется техническое состояние объекта ОС при первичном осмотре, осуществляется оценка состояния;
В) комментируется возможность восстановления имущества, есть она или её нет?
Г) выявляется список ответственных сотрудников, которые могут быть причастны к износу (преждевременному) рассматриваемого оборудования;
Д) комментируется возможность применения при дальнейшей эксплуатации отдельных узлов или составляющих ОС.
Специфика заполнения акта списания основных средств
Акт о списании по форме ОС-4а состоит и трёх разделов, в таблице ниже раскроем информацию о том, что включается в каждый из этих разделов, а также поясним специфику заполнения каждого раздела.
Раздел | Информация, содержащаяся в разделе | Специфика заполнения раздела |
Раздел I | Содержится информация об объекте, в частности:
— восстановительная стоимость имущества; — сумма амортизационных начислений с момента эксплуатации ОС; — остаточная стоимость имущества. |
При переоценке имущества необходимо указывать остаточную стоимость в соответствующей графе.
Если переоценка не была проведена, то необходимо указать начальную стоимость актива ) на момент постановки ОС на баланс предприятия). |
Раздел II | Содержится информация об объекте, в частности:
— краткие технические и индивидуальные характеристики ОС (например, наличие в составе имущества драгоценных металлов) |
Должно быть сформировано заключение со стороны комиссии, которое касается состояния объекта и оценка возможности или невозможности использования объекта ОС в перспективе. |
Раздел III | Содержится информация об объекте, в частности:
— затраты, которые были понесены в процессе списания имущества (на демонтаж, разработку и вывоз с территории); — перечисление товарно-материальных ценностей, которые имеются после списания ОС и могут быть использованы в перспективе |
Информация, которая используется для заполнения данного раздела берётся и следующих документов:
— ОС-1, — ОС-1а, — ОС-1б. |
Инструкция по заполнению акта ОС-4б.
Эксперты бухгалтерского и налогового учёта рекомендуют проводить оформление данного документа пошагово:
Шаг 1 — Заполнение титульного листа. Указываются:
А) полное наименование организации,
Б) структурное подразделение, в котором находится объект, предназначенный для списания;
В) дата списания ОС.
Шаг 2 – Данные о приказе (документ-основание для списания имущества). Указываются:
А) номер приказа;
Б) Дата приказа.
Шаг 3 – Обозначение причин списания основного средства. Например:
А) поломка;
Б) физический износ,
В) моральное устаревание и прочее.
Шаг 4 – Заполнение трёх таблиц:
Вся основная информация берётся из инвентаризационной карточки.
1 таблица. В седьмой графе указывается восстановительная стоимость имущества. В девятой графе указывается остаточная стоимость ОС.
Остаточная стоимость ОС = Начальная цена ОС – Амортизационные начисления до момента списания ОС.
2 таблица. Указываются особенности списываемого имущества, в том числе наличие драгоценных металлов в составе основного средства.
Заключение. В данном разделе указываются причины, которые повлияли на списание данных объектов основных средств, далее все члены комиссии подписывают составленный акт.
3 таблица. Эта таблица заполняется бухгалтером, рассчитывается финансовый результат, который был получен в результате списания основного средства. Далее документ подаётся на подпись руководителю организации.
Читайте также статью ⇒ Форма ОС-1б: скачать образец заполнения в 2024 году.
Ответы на распространённые вопросы
Вопрос: Как оформляется списание автотранспортного средства?
Ответ: Данная операция осуществляется при использовании акта списания по форме ОС-4а, причём в бухгалтерию должны быть предоставлены следующие документы:
— акт ввода средств;
— подтверждение из органов Государственной автомобильной инспекции о снятии списываемого транспортного средства с учета.
Вопрос: Для выбытия каких средств используются акты по форме ОС-4 и ОС-4б?
Ответ: Первый документ необходим для списания только одного ОС, а второй документ – для единовременного списания нескольких активов.
Вопрос: Куда сдаются экземпляры акта на списание?
Ответ: Первый экземпляр должен быть сдан в бухгалтерию, так как данный акт служит основанием для отражения в бухгалтерском учёте операции на выбытие имущества и его последующее списание со счёта 01 «Основные средства».
Второй экземпляр хранится у ответственного лица.
Данный документ также является основанием для отражения результатов списания в инвентарной карточке по форме ОС-6.