Всего несколько лет назад под выездной проверкой понималось представление инспекторам ФНС пары первичных документов. Но в настоящее время любой запрос налоговой инспекции затронет целый ряд первичной документации, ИФНС вызывает на допросы директоров компаний и инициирует проведение инвентаризационных работ. В связи с необходимостью организации дополнительных мероприятий по требованию ФНС владельцы фирм несут существенные расходы. Отсюда вопрос — как учитывать убытки при налоговой проверке?
Убытки при налоговой проверке — можно ли добиться компенсации от ФНС
Налоговое законодательство допускает возможность получения от налоговой службы компенсации. Согласно указаниям подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ, возмещению подлежат убытки (в полном объеме), возникшие по причине незаконных действий (или бездействия) должностных лиц налоговых органов и незаконных актов ФНС. Но данная норма закона не подходит для ситуаций, в которых компании несут расходы во время проведения налоговой инспекцией выездных и камеральных проверок. Вызов на допрос в качестве свидетеля, затребование документов, проведение инвентаризации основных средств — все перечисленные действия являются законными, и должностные лица ФНС не нарушают закон:
- Согласно п. 2.7 Приказа Минфина РФ № 20, МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39, налогоплательщик обязан создать все условия для того, чтобы налоговая инспекция в установленные сроки провела полную и точную проверку фактического наличия у фирмы активов. Здесь уточняется, что понятие «создание условий» включает в себя обеспечение представителей ФНС мерной тарой, контрольными и измерительными приборами, технически исправными весами, рабочей силой для перемещения грузов и их взвешивания. При этом, разумеется, владелец фирмы несет существенные по размеру затраты, связанные с покупкой измерительных приборов, их эксплуатацией и оплатой труда персонала.
- В Письме ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 говорится о том, что на проведение инвентаризационных работ ФНС имеет право в случаях, когда по итогам проверки учетных документов фирмы, осмотра территорий (помещений) и анализа полученной от различных источников информации налоговые инспекторы имеют основания предполагать наличие различного имущества, объектов ОС и ТМЦ, не отраженных в бухгалтерском учете.
- На основании норм подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, у налоговых инспекторов появляется право на проведение инвентаризации имущества проверяемой фирмы, на осмотр любых торговых, складских и других помещений и территорий, используемых для получения дохода или имеющих отношение к содержанию объектов налогообложения (вне зависимости от места их нахождения).
- Подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ позволяет должностным лицам ФНС истребовать у проверяемого ИП или ООО документы, доказывающие своевременность уплаты (перечисления, удержания) и правильность исчисления сумм налогов и сборов.
- Согласно указаниям ст. 90 НК РФ, ФНС имеет право на вызов в качестве свидетеля для дачи показаний любое физлицо, которое по мнению налоговой службы может обладать сведениями об обстоятельствах, значимых для осуществления налогового контроля. А подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ разрешает вызывать в отделение налогоплательщиков для дачи пояснений, связанных с налоговой проверкой, уплатой (перечислением, удержанием) налогов и сборов, а также исполнением любых налоговых обязательств.
Вывод следующий — от налоговых органов предприниматели не имеют права требовать компенсации расходов, понесенных в ходе проведения налоговых проверок на предприятии.
Убытки при налоговой проверке — позиция ФНС и Минфина РФ
В тексте п. 4 ст. 103 НК РФ говорится о том, что в том случае, если убытки причинены налогоплательщику, налоговому агенту или их налоговому представителю ввиду действий должностных лиц налоговой службы, признанных правомерными, такие убытки компенсации не подлежат.
Министерство финансов подтверждает необоснованность требований со стороны предпринимателей о возмещении понесенных в результате налоговой проверки убытков в своем Письме от 29.04.2013 № 03-02-08/29.
Остается выяснить, правомерен ли учет отраженных в составе затрат расходов, связанных с проверкой, с целью налогообложения.
Убытки при налоговой проверке — судебная практика
Налогоплательщик обратился в Верховный суд с требованием компенсировать ему убытки, связанные с проведением на его предприятии налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований истца и принял Решение ВС РФ от 24.11.2015 № АКПИ15-1111 (Апелляционное определение ВС РФ от 25.02.2016 № АПЛ16-25 оставило Решение в силе). Обратим внимание на то, как рассуждал суд:
- Вне зависимости от рода деятельности компании, проведение инвентаризационных работ предусмотрено законодательством, а значит, руководство должно обеспечивать представителей ИФНС только тем оборудованием и той рабочей силой, которая имеется на данный момент на фирме.
- Поскольку провести инвентаризацию территорий, складских, торговых и иных помещений невозможно без привлечения рабочей силы и без использования в ходе проверки контрольных и измерительных приборов, налоговые инспекторы имели полное право требовать предоставить им данные средства для перемещения и перевешивая грузов.
Из рассуждений суда предприниматели могут понять следующее — не нужно обеспечивать проверяющих из ФНС рабочей силой, оплачиваемой специально по случаю проведения проверки, и оборудованием, приобретенным специально для должностных лиц ИФНС. Можно предоставить налоговой службе те средства, которые имеются на предприятии, не неся при этом убытков. Получается, что максимум, на что дополнительно потратится руководство — это дополнительная оплата труда персонала (в случаях, когда того требует система оплаты труда).
Убытки при налоговой проверке — учет расходов с целью налогообложения
Важно! В том случае, если расходы, которые компания понесла в период проведения налоговой проверки, не выделялись в документах отдельно, их можно принимать в составе расходов на производство в налоговом учете.
Если же затраты зафиксированы документально, и при этом имеются записи о том, что они связаны с проведением проверки ФНС, возможность учета расходов при исчислении налога прибыль будет зависеть от того, о каких именно затратах идет речь.
По мнению экспертов, расходы, которые имели место в ходе проведения налоговой проверки, относятся к производственным и могут быть учтены при исчислении размера налога на прибыль. Главное — корректно оформить документы, свидетельствующие о несении затрат и их обоснованности:
- расходы на канцелярские принадлежности могут быть учтены на основании подп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ;
- к материальным затратам могут быть отнесены расходы на горюче-смазочные материалы, потраченные с целью доставки сотрудников и бумаг в отделение ФНС (ст. 254 НК РФ);
- консультационные, информационные и юридические услуги принимаются к налоговому учету на основании подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ;
- расходы на оплату сверхурочной работы сотрудников, работы временных сотрудников и работы в выходные дни учитываются в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).
Читайте также статью ⇒ «Процедура проведения выездной налоговой проверки: схема«.
Пример — запрос документов как причина несения затрат
ФНС запрашивает у компании ксерокопии ряда документов, причем объем истребованных бумаг достаточно большой. На фирме имеется ксерокс, и руководству достаточно было купить новый картридж для распечатки копий стоимостью 1900 рублей. Затраты бухгалтер не выделял в документах как расходы, имевшие место во время проведения налоговой проверки, а потому их разрешается учитывать в составе материальных расходов компании в налоговом учете (ст. 254 НК РФ).
Пример — налоговая проверка как причина несения расходов
ИФНС запрашивает большое количество копий документов предприятия. Копировальный аппарат фирмы сломан и находится в ремонте, поэтому сотрудник ООО оплачивает копировальные услуги сторонней организации (3400 рублей). Работник сохраняет кассовый чек. Чтобы успеть скопировать документы к сроку, указанному в требовании, пришлось оплатить сверхурочные часы работы секретарю сторонней копировальной компании. Руководитель оформил приказ, в котором указаны причине произведенных расходов, чтобы исключить риск того, что проверяющие органы посчитают затраты непроизводственными.
Законодательные акты по теме
Приказ Минфина РФ № 20, МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39 | Порядок проведения инвентаризации имущества |
Типичные ошибки
Ошибка: Расходы, которые понесла фирма во время проведения налоговой проверки, были зафиксированы в отдельных документах с соответствующей пометкой. Впоследствии затраты не были приняты к налоговому учету.
Комментарий: Затраты, понесенные в ходе проведения налоговой проверки, можно учитывать при расчете налога на прибыль как производственные.
Ошибка: Предприниматель требует от налоговой инспекции возмещения расходов, понесенных им в ходе проведения налоговой проверки.
Комментарий: Налоговая проверка регламентирована законом, в ходе ее проведения должностные лица ИФНС имеют право на пользование контрольной и измерительной техникой, рабочей силой фирмы. Компенсации можно требовать только в том случае, если ФНС допустила противоправные действия.
Ответы на распространенные вопросы про убытки при налоговой проверке
Вопрос №1: Должен ли руководитель компании реагировать на вызовы в налоговую службу, если он пребывает в отпуске или находится в служебной поездке?
Ответ: Да, тот факт, что руководителя нет на месте по причине пребывания в отпуске или командировке, никак не влияет на необходимость реагирования на вызов для проведения допроса в ФНС.
Вопрос №2: Может ли руководитель предприятия ответить на вызов в отделение ФНС письмом, в котором говорится о том, что он находится в отпуске за границей? Или придется прерывать отпуск и нести дополнительные расходы?
Ответ: Систематическая неявка на вызовы ФНС приведет к тому, что организация будет причислена к недобросовестным, а руководитель будет признан номинальным. Но если директор действительно в отпуске, можно сообщить об этом и явиться в отделение по возвращении.