Суверенное государство: понятие и признаки

Автор статьи

Екатерина Иванова

5 минут на чтение
231 просмотров
Содержание Содержание

В статье мы разберем, что такое суверенное государство, и в чем его суть, рассмотрим понятие и его признаки. Еще мы рассмотрим такой термин, как “суверенитет”, дадим описание суверенитету народа, и расскажем, в каких формах он реализуется в общественной жизни. Кроме того, из статьи вы узнаете об избирательных правах граждан. Первое, с чего стоит начать — с раскрытия сути государственного суверенитета.

Суверенитет государства 

Статус суверенного государства можно получить только в том случае, если оно полноценно может реализовывать волю граждан и всего населения в целом, а система управления в нем демократичная.

Суть суверенитета заключается в единстве государственной власти на территории всей принадлежащей стране территории. Если же рассматривать само понятие, в этом смысле суверенное государство — возможность государства самостоятельно осуществлять деятельность внутри страны без необходимости сотрудничать с соседними странами. 

Возможность реализовывать деятельность самостоятельно заключается в определении:

  • Формы правления и государственного устройства.
  • Системы органов, входящих в государственную власть.
  • Пределы и условия ответственности государства и гражданина по отношению друг к другу.

Также суверенное государство самостоятельно организует финансовую и банковскую системы, обеспечивает целостность территории и исполнение законов. Кроме этого, суверенное государство вправе самостоятельно защищать конституционный строй и независимость страны.

По каким признакам можно определить суверенное государство

Суверенное государство можно определить по следующим признакам:

  • По территориальному верховенству государства.
  • По независимости государства от соседних стран.

Эти два признака тесно связаны друг с другом и неразрывны на протяжении всей жизни общества внутри государства. Также каждый из признаков является стороной государственного суверенитета. Ниже мы подробнее расскажем о каждом из этих признаков. 

1. Территориальное верховенство государства 

Из названия признака можно понять, что он распространяет власть на территорию всего государства (по физическим границам), поэтому только государство имеет право фиксировать выполнение населением обязательных правил поведения. Если же говорить о том, в чем заключается верховенство относительно территории  государства: 

  • В направлении фокуса на всеобъемлющее действие публичной (общественной) власти и властного принуждения среди всех живущих на территории государства граждан.
  • В возможности обеспечения и контроля государством законодательной, административной и судебной юрисдикции на всей территории.
  • В разработке, реализации и поддержании исполнения определенных прав на территории государства.
  • В существовании единства и все затрагивающей юридической власти государства, которая осуществляется органами государства.

2. Независимость государства 

Признак заключается в независимости государства касательно международных отношений, которые регулируются международным правом. Ценность действия международного права состоит в возвышении принципа независимости стран друг от друга. Взаимную независимость в этом случае принято разделять на два аспекта – внутренняя независимость и внешняя: 

  • Внутренняя существует благодаря тому, что государства не вторгаются и не вмешиваются в вопросы управления внутри соседствующего государства. 
  • Внешняя независимость заключается в возможности государства вести внешнеполитическую деятельность в соответствии с международным правом.

Право: международное и внутригосударственное 

Всего выделяют три вида концепции соотношения двух видов права: 

  1. Первая концепция – дуалистическая. В ее основе лежит признание двух видов права.
  2. Вторая концепция – примата международного права. Если рассматривать эту концепцию по Конституции РФ, то там сказано о том, что международное право приоритетнее, чем внутреннее законодательство. 
  3. Третья концепция – примата внутригосударственного права. Эта концепция подразумевает, что международное право выступает как сумма внешних государственных прав.

Суверенитет населения 

Суверенитет как феномен отражается на жизни населения так, что сам суверенитет связан с правами и свободами каждого гражданина. Исходя из этого, можно сказать о гуманизме такого феномена. 

Народный суверенитет является основоположником власти, так как воля народа выступает базисом государства для корректировки законодательства. Также, благодаря наличию права у народа, он имеет право оказать сопротивление против любой попытки отмены конституционного строя. Поэтому в Конституции Российской Федерации зафиксировали принцип народного суверенитета: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по Федеральному закону».

Есть и обратная сторона – возникновение угрозы для действия суверенитета. Эта угроза – скрытая, например, радикализм в теории признает суверенитет, однако на практике пытается его «сломить». Исходя из этого, можно прийти к следующему выводу: народный суверенитет необходимо защищать и отстаивать, это помогает реализовывать конституционный строй.

Формы, в которых реализуется суверенитет народа

Суверенитет народа по сей день реализуют в двух признанных формах: 

  • непосредственной (через референдум и свободные выборы)
  • и посредством органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. 

Референдумы и свободные выборы. Это высшее выражение власти народа. Участвовать в таких мероприятиях имеют право только граждане Российской Федерации. Такое право закреплено 32 статьей Конституции РФ. 

К вариантам, в которых народ может высказать свое мнение и отстоять гражданскую позицию также можно отнести всевозможные собрания избирателей и граждан, например, села, петиции и групповые обращения как к местному самоуправлению, так и к органам государственного власти. 

  • Понятие «референдум» заключается в осуществлении проекта посредством тайного голосования или документа, который описывает все запрошенные действия. 
  • Понятие «свободные выборы» — это еще одна форма, в которой учитывается выбор народа. В процессе выборов граждане участвуют в том, чтобы организовать и создать орган как государственной власти, так и местного самоуправления. Выборы действуют путем тайного голосования, это позволяет выразить свою действительную позицию без какого-либо страха за свое гражданское положение в обществе. 

Исходя их этих особенностей, можно сказать, что выборы имеют смысл только при свободных и честных решениях населения. Такой подход позволяет избежать фальсификации со стороны организаторов выборов. Сейчас выборы — это основополагающее мероприятие в конституционном строе и высшей легитимности власти всех уровней государства. 

Сумма всех тех норм и правил, которые регулируют порядок проведения и организации выборов, формирует избирательное право, которое является институтом конституционного права. В Конституции Российской Федерации зафиксирована отдельная статья, которая информирует о самом избирательном праве и нормах выбора гражданина на пост Президента. 

А вот федеральные законы уже определяют порядок, при котором осуществляется набор служащих в Государственную Думу. Конституция и всевозможные уставы определяют порядок выборов людей в органы государственной власти, контролирующих субъекты РФ. 

Так как избирательное право носит демократический характер, оно устраняет возможность возникновения всевозможных дискриминаций и унижений чести и достоинства избирателей. Также демократический характер права не позволяет допускать отстранения или ограничения избирающих граждан от участия в какого-либо рода избирательных мероприятиях. 

Институт избирательного права существует как раз для того, чтобы «слышать» волю населения, выражение суверенитета. Здесь же возникают органы государственной власти и органы местного самоуправления – это определенная форма, посредством которой осуществляется власть народа. Формирование состава органов также происходит при участии граждан и их мнения. 

Мнение населения как народа и общества в целом является базисом и основой конструкцией, которая существует для обеспечения деятельности всех линий государственной власти – таким образом оно встроено в право. Мнение общества позволяет образовать и контролировать определенную систему факторов не только для тех органов государственной власти, которые мы перечислили ранее, но и для властей судебной и исполнительной. 

Заключение 

Конечно, в силу того, что общество, состоящее из множества групп и расслоений, не способно управлять государственной властью непосредственно, ситуация требует вмешательства профессионалов. Так, в аппарат суверенного государства должны входить:

  • государственная армия, 
  • правоохранительные органы, 
  • учреждения и заведения, которые специализируются на каждой сфере деятельности и науки.

Чтобы контролировать и обеспечивать функционирование всех этих органов, необходимо соблюдать правила демократии и гласности среди населения всего государства. 

Важно! Секретность в некоторых вопросах существует, однако это касается тех ситуаций, в которых затрагиваются особые вопросы государственной важности, например, те, что касаются взаимодействия с внешнеполитическими партнерами. 

Обратите внимание! Ни одни выборы или иная форма признания мнения населения не может существовать без участия средств массовой информации. 

Подводя итог, можно сказать, что суверенное государство – это такое государство, которое живет «в своем мирке», но для которого главным является мнение населения. Именно оно диктует законы жизни в государстве, поэтому, в большинстве своем, такие государства хорошо развиты, стремятся к освоению новых технологий и поддержанию старых традиций общества.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи