Сущность и цели маркетинга

Автор статьи

Амина С.

2 минуты на чтение
369 просмотров
Содержание Содержание

В этой статье мы подробно рассмотрим цели и функции маркетинга и опишем его сущность. Сегодня эти вопросы очень актуальны, так как рыночная экономика активно развивается, удовлетворяя все новые потребности людей. Рынок не стоит на месте, и маркетинг развивается вместе с ним.

Принципы маркетинга – это основополагающие обстоятельства, положения, требования, поддерживающие его. Они раскрывают цель и сущность данного вида деятельности. Основной задачей маркетинга является обеспечение ориентации производства услуг и товаров на спрос, на потребителя, согласование с требованиями рынка производственных возможностей.

Необходимость и задачи маркетинга

Необходимость маркетингового подхода для любой компании бесспорна. На рынке будет отрицательный спрос, если большая часть потребителей не удовлетворена качеством услуг или товаров. Задача маркетинга состоит в том, чтобы проанализировать текущую ситуацию и попытаться понять, могут ли инструменты маркетинга изменить негативное отношение потребителя к данному товару за счет снижения цены и стимулирования продаж. Потребители со скрытым спросом могут испытывать потребность в услугах и товарах, которых в данный момент нет на рынке. При этом цели и принципы маркетинга направлены на оценку размера этого потенциального сегмента рынка с целью создания услуг и продуктов, отвечающих спросу.

Ситуация полного отсутствия или снижения спроса

Примером полного отсутствия или снижения спроса является ситуация, когда целевые потребители не заинтересованы в продукте. В этом случае задача маркетолога состоит в том, чтобы предоставить выгоду, исходя из интересов и потребностей человека. Любая компания рано или поздно будет вынуждена столкнуться с проблемой, когда определенный товар перестанет пользоваться достаточным спросом. Цель маркетинга – поддерживать текущий уровень рыночного спроса, несмотря на усиление конкуренции и столь изменчивые сегодня потребительские предпочтения.

Главные принципы маркетинга, основанные на его сущности

По своей сути различают следующие основополагающие принципы маркетинга:

1. Тщательный учет динамики и состояния спроса, потребностей и конъюнктуры рынка. Потребители часто не знают, чего хотят. Они просто хотят решить свои проблемы наилучшим образом. Поэтому одна из главных задач маркетинга — понять, чего на самом деле хотят потребители.

2. Необходимо создать условия для максимальной адаптации к структуре спроса и требованиям рынка продукции в компании, исходя из долгосрочной перспективы, а не сиюминутной выгоды. Современная концепция маркетинга заключается в том, что деятельность фирмы (производственная, научно-техническая, маркетинговая и др.) должна основываться на знании спроса, а также его изменениях в будущем. Более того, одной из его целей является выявление неудовлетворенных потребностей и направление производства к их удовлетворению.

Система производства тех или иных товаров делает его функционально зависимым, прежде всего, от запросов покупателей. Это требует, чтобы товары производились в том объеме и ассортименте, которые нужны потребителю. Центр принятия решений при реализации этой концепции перемещается от производственных звеньев к тем, которые отслеживают пульс рынка. Мозговым центром, источником рекомендаций и информации является служба маркетинга, причем не только рынка, но и финансовой, научно-технической и производственной политики компаний. На основе глубокого анализа динамики и состояния спроса и условий ведения бизнеса здесь решается вопрос рентабельности.

3. Воздействие на покупателя, на рынок с помощью рекламы и других доступных средств. Примерно так рассуждает западногерманский маркетолог Гюнтер фон Брискорн, характеризуя принципы и содержание маркетинга в одной из своих лекций. В его глазах рынок — это море, на волнах которого находятся потребители. Их поведение в основном характеризуется вектором их потребностей, который подвержен частым изменениям. В то же время рынок — наш хозяин, и нужно хорошо подготовиться. Потребитель — наш король, и мы должны удовлетворить любое его требование.

Общая концепция маркетинга

Общую концепцию маркетинга можно охарактеризовать следующим образом: общий денежный поток, необходимый для деятельности фирмы и удовлетворения будущих потребностей, направляемый производителю от потребителя. Задача маркетинга состоит в том, чтобы и те, и другие, находясь на рынке, могли максимально реализовать свои потребности и цели. Другими словами, маркетинг — это процесс согласования потребностей потребителей с возможностями компании. Его результатом является предоставление потребителям товаров, удовлетворяющих потребности людей, и пользы, которая необходима предприятию для существования, а также все более качественное удовлетворение потребительских запросов в будущем.

Какими должны быть цели маркетинговой деятельности

Цели маркетинга лежат в основе маркетинговой деятельности. Однако они не обязательно должны быть коммерческими. Маркетинговые цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было выразить количественно. Например, вы должны увеличить долю товара на местном рынке к концу года с 10 до 15% или получить прибыль в размере 30%. Чем четче маркетинговые цели и задачи сформулированы и доведены до сведения каждого сотрудника, тем больше пользы от службы маркетинга.

Группы целей

Цели можно объединить в 5 групп:

  1. Рыночные (завоевание рынка, доля рынка, выявление перспективных рынков) маркетинговые цели и задачи.
  2. Цели могут быть собственно маркетинговые (формирование общественного мнения, создание имиджа компании, конкуренция, объем прибыли, объем продаж).
  3. Существуют также структурно-управленческие цели, направленные на совершенствование структуры управления компанией.
  4. Также можно указать маркетинговые цели и функции, которые они обеспечивают (стимулирование сбыта, ценовая политика, параметры товародвижения, потребительские свойства товара).
  5. Еще одной целью является контроль деятельности компании.

Рекомендации при формировании цели

При формировании маркетинговой цели следует руководствоваться следующими рекомендациями. Она должна быть максимально простой, измеримой, достижимой, управляемой, целенаправленной, одобренной организацией, классифицированной. Маркетинговые цели должны обеспечивать стимулы для тех, кто их достигает, нести ответственность за их достижение и включать четкие сроки.

Виды маркетинга в зависимости от цели

В зависимости от цели различаются следующие виды маркетинга:

  • потребление (потребительские товары);
  • промышленный маркетинг (товары производителей);
  • международный;
  • ориентированный на потребителя;
  • услуга, продукт (ориентированный на продукт);
  • некоммерческие (деятельность организаций и компаний, не направленная на получение личной выгоды);
  • социальные (совокупность различных методов реализации социальных программ общественными организациями и государством);
  • микромаркетинг (деятельность отдельных компаний);
  • маркетинг как деятельность государства, осуществляемая в сфере рынка.

Какой принцип маркетинга можно считать основополагающим?

Суть философии маркетинга заключается в ее принципах. Фундаментальный акцент ставится не на амбициях и потребностях производителя товаров и услуг, а на потребностях и требованиях потребителя. Это главная цель маркетинга. Однако это очень привлекательное заявление не могло бы быть сделано, если бы все остальные принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление его деятельностью, не были направлены на его реализацию. Таким образом, благодаря им реализуется основная цель маркетинговой концепции.

Основные принципы маркетинга

Давайте взглянем на некоторые из самых известных принципов:

  1. Концентрация ресурсов компании на производстве услуг и товаров, которые действительно нужны потребителям в выбранных компанией сегментах рынка.
  2. Понимание качества услуг и товаров как меры, в которой они удовлетворяют потребности. Поэтому ненужные услуги (товары) нельзя считать качественными. Кроме того, всякое отличие качества той или иной услуги по отношению к другой существенно не само по себе, а зависит от того, насколько значительна потребность, которую стремится удовлетворить характеристика услуги, измеряемое свойство.
  3. Рассмотрение потребностей в широком, а не узком смысле, даже за пределами известных и традиционных способов их удовлетворения.
  4. Ориентация на снижение общих затрат потребителя, а также на их учет при установлении цен, то есть преобладание потребительской цены над продажной.
  5. Предпочтение метода, который активно генерирует спрос и предвосхищает его.
  6. Преобладание долговременной направленности.
  7. Непрерывный сбор информации о реакции рынка и его ситуации и анализ полученных данных.

Специфика открытых и закрытых маркетинговых систем

Описывая сущность и цели маркетинга, укажем его детали в открытых и закрытых системах. В открытых маркетинговых системах каждый новый контракт, соглашение, акт обмена, совершаемый в русле маркетинга, должен приносить дополнительный доход и/или иную пользу обществу в целом, а не только непосредственным участникам (если не всему обществу, то, по крайней мере, группам и слоям гораздо более широким, чем участники той или иной сделки). Следовательно, установление целей маркетинга включает внешний, общественно значимый эффект: экстерналии. В закрытых системах саморазвитие систем и устойчивость их существования зависят от наличия внутренней конкуренции, а также обособленности внешних конкурентов.

Маркетинговые цели, как видите, довольно широкие и их реализация важна для каждого бизнеса.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи